С 1 июля Италия начала свой «председательский семестр» в Европейском союзе с представления своей программы на этот период. Перед присутствующими выступал премьер-министр итальянского правительства Сильвио Берлускони, после чего известный критик правой политики итальянского премьера социал-демократ из ФРГ Мартин Шульц имел неосторожность его покритиковать. Депутат отметил, что лидер итальянского правительства совмещает руководство кабинетом с финансовым контролем над многими влиятельными итальянскими СМИ и пожелал, чтобы такая практика не распространилась на весь Евросоюз. Кроме того, депутат якобы поставил под вопрос предоставленную недавно Берлускони неприкосновенность перед судом. В ответ на это итальянский премьер посоветовал немецкому парламентарию сняться в фильме итальянского режиссера о концентрационных лагерях в роли надзирателя. Правда, он назвал свои слова шуткой, но при этом не извинился, поскольку воспринял заявления представителя Германии в свой адрес в качестве личного оскорбления.
Со стороны депутатов Европарламента это моментально вызвало эмоциональный протест. Глава Европарламента Пат Кокс заключил, что новый председатель ЕС (Берлускони) «позволил себе выйти за рамки элементарной вежливости» и предоставил слово Мартину Шульцу, который при выходе на трибуну сорвал аплодисменты зала. Шульц оценил грубый срыв Берлускони как «неподобающую потерю самообладания», но не стал с ним вступать в полемику «из уважения к жертвам нацизма». Берлускони в заключительной речи высказал сожаления, что ненароком «задел исторические чувства немецкого народа», но это не было воспринято как извинение.
Скандал разрастался как снежный ком. Лидеры Европарламента потребовали от Берлускони извинений, и заявили, что если до конца четверга эти извинения не будут представлены, то на голосование будет поставлен вопрос о разрыве отношений Европарламента с Евросоветом, лидером которого на ближайшие полгода стал Сильвио Берлускони.
Глубоко оскорбленными себя почувствовали и лидеры Германии. В четверг канцлер ФРГ Герхард Шредер, выступая в Берлине перед депутатами германского бундестага, от имени немецкого правительства потребовал, чтобы итальянский премьер извинился перед немецким депутатом. Канцлер назвал «нацистское сравнение», которое себе позволил Берлускони, «неприемлемым ни по форме, ни по содержанию». К мнению главы германского правительства присоединился и президент бундестага Вольфганг Тирзе, заявив первому немецкому каналу АРД, что «ни один политик-демократ не имеет права оскорблять другого демократа нацистскими сравнениями». Почти все немецкие газеты в своих комментариях осудили Берлускони, все партии Германии отнеслись к этому очень негативно.
Посол Италии в ФРГ Сильвио Фагиоло был тут же вызван в Ведомство федерального канцлера в Берлине, где давал объяснения по поводу лидера своего правительства. Итальянская сторона предприняла тут же ответные шаги и вызвала в Риме «на ковер» в МИД посла ФРГ в Италии Клауса Нойберта, где объявили, что Италия сама чувствует себя оскорбленной и Берлускони мол ни в чем не виноват. Италия считает, что «высказывания евродепутата на заседании в Страсбурге представляют собой серьезное и неприемлемое оскорбление достоинства председателя совета министров Сильвио Берлускони, а также итальянских и европейских учреждений». После обмена гневными нотами со стороны внешнеполитических ведомств двух стран лидер европейских социал-демократов, бывший министр иностранных дел Великобритании Робин Кук тоже потребовал от Сильвио Берлускони официально извиниться перед ассамблеей Евросоюза и вспомнил, что Берлускони других евродепутатов назвал «туристами в демократии», что тоже звучит далеко нелестно. После этого и сам Мартин Шульц тоже «закусил удила», заявив, что извинений Берлускони лично перед ним будет недостаточно, что тому следует извиняться перед Европейским судом, которому он навредил своим высказыванием.
Анализируя инцидент, наблюдатели высказывают мнение, что глава итальянского правительства показал себя далеко не с лучшей стороны и сильно себе навредил. Итальянская оппозиция тут же решила использовать этот просчет Берлускони и потребовала от правительства дать официальную оценку событий в Европарламенте. Это сделала крупнейшая оппозиционная партия Италии Левые демократы (ЛД), лидер которой Вальдо Спини заявил, что «Италия оказалась перед лицом серьезнейшей проблемы», потому что случившееся ставит под угрозу нормальное исполнение Италией функций председателя в руководящих структурах ЕС. Многие в Италии считают «шутку» Берлускони чрезмерной и совершенно неуместной, которая может серьезно повлиять на авторитет этой страны среди европейских стран. И это негативное влияние может получить непредсказуемый резонанс хотя бы только потому, что подобного просто еще ни разу не случалось. В Риме говорят, что глава правительства Италии, который, видимо, встал «не с той ноги», не имеет права распускать свои нервы в официальной обстановке. Сторонники правых в Италии считают, что вся эта история является хорошо разыгранной провокацией, цель которой - скомпрометировать Берлускони. Что касается других европейских стран, то там скандал расценивают как весьма неприятный инцидент, ставящий под угрозу нормальное функционирование институтов Евросоюза.
Выводы их случившегося просты, и их несколько. Первый и главный вывод заключается в том, что структуры Евросоюза независимо от этого инцидента переживают кризис, и случившееся - лишь одна из граней, в которой этот кризис отразился. Ведь не зря же Берлускони в своей программной речи заявил, что в Евросоюзе «нужно менять традиции», что он в качестве председателя не собирается, как это было раньше, посещать столицы стран-членов ЕС. По его мнению, для этого есть телефон и интернет. Второй вывод в том, что Берлускони со своим характером и методами правления в Италии, видимо, достаточно негативно воспринимается на общем европейском фоне, что и привело к критике премьера со стороны депутатов. Третий момент заключается в том, что главу итальянского правительства могли на самом деле накануне довести до «белого каления», после чего критика вызвала с его стороны столь неадекватную реакцию. И последнее заключается в том, что выходка премьера Италии, скорее всего, серьезно подорвет доверие к итальянской программе председательства в ЕС. А сам Берлускони шутит, считая, что за шесть месяцев его председательства никакой трагедии в ЕС не произойдет, и в этом он, безусловно, прав. Что касается самой итальянской программы на эти шесть месяцев, то она будет посвящена реализации планов расширения ЕС.
Итальянскому премьеру, по всей видимости, все-таки придется найти форму для официальных извинений с тем, чтобы приглушить скандал. Именно об этом, а не о том, чтобы вызвать друг друга на дуэль, говорили в четверг Берлускони и Шредер по телефону. Кроме этого, премьер Италии беседовал и с президентом страны - и тоже по поводу того, как погасить скандал. Дуэли между главами правительств двух стран и крупного разрыва между Италией и Германией не будет.