Российский избирательный сезон начался с двух взрывов - реального и политического. В результате взрыва, устроенного 5 июля чеченскими террористками-самоубийцами на рок-фестивале в Москве, погибли 16 человек. Волна таких атак в преддверии запланированных на март следующего года выборов президента напомнит россиянам о неспособности Владимира Путина покончить с конфликтом в мятежной республике на протяжении практически четырех лет, которые прошли с тех пор, как он пообещал сделать это.
Политическая бомба - арест крупного бизнесмена - стала большим шоком для иностранных инвесторов, чем для рядовых россиян. Она также означает и начало предвыборной кампании. Однако кампания ведется не ради самих выборов: и победа г-на Путина, и получение большинства голосов в Государственной Думе прокремлевской партией кажутся гарантированными. Скорее, борьба идет за другой вид власти: за руководство избирательной кампанией Кремля. Призом является влияние на Думу следующего созыва и на правительство, а отсюда и на избрание следующего президента.
Платон Лебедев, ключевой акционер крупнейшей российской нефтяной компании "Юкос", был арестован 2 июля по обвинению в незаконном приобретении акций одного предприятия в 1994 году. В стране, в которой могущественные люди арестовываются только за то, что раздражают кого-то еще более могущественного, этот эпизод означает разрыв соглашения, достигнутого г-ном Путиным и ведущими бизнесменами страны в 2000 году: он закроет глаза на все незаконные приобретения, совершенные в ходе безудержной приватизации 1990-х годов, если бизнесмены не будут больше вести незаконную деятельность и вмешиваться в политику. Задержание Лебедева было воспринято как намек Кремля на то, что г-н Ходорковский переступил черту, открыто финансируя две политические партии - Союз Правых Сил и Яблоко, в то время как его компаньоны давали деньги коммунистам.
Хотя г-н Ходорковский и думает, что г-н Путин им недоволен, основной причиной ареста является не это. "Юкос", как сказал Ходорковский парой дней позже по телевидению, "является самой крупной компанией страны, и самой независимой. Это, как мы понимаем, неприятно тем, кто думает по-старому. Эти люди, - намекнул Ходорковский, - входят в окружение г-на Путина, а арест г-на Лебедева является началом борьбы за власть, которая закончится после мартовских президентских выборов".
Трения в окружении г-на Путина существовали все время с тех пор, как Борис Ельцин сделал его премьер-министром, а затем исполняющим обязанности президента. Пытаясь навести порядок и избавиться от влияния г-на Ельцина, г-н Путин окружил себя доверенными людьми, преимущественно выходцами из спецслужб, как и он сам. С другой стороны, все ведущие бизнесмены России имеют тесные связи с остатками ельцинской команды. Обе группы уже начинают думать о том, кто сменит г-на Путина в 2008 году.
Рядовым россиянам нравится, когда наказывают крупных бизнесменов, и это может сделать петербуржцев популярными кандидатурами для выборов. Также это может ослабить фигуру г-на Ходорковского, представляющего для питерской команды серьезную угрозу. Не амбициями - хотя он неоднократно заявлял, что уйдет из бизнеса в 2007 году, не уточняя, что он будет делать после этого; и не финансированием партий, противостоящих прокремлевскому большинству; а запланированным слиянием "Юкоса" с "Сибнефтью", что сделает его компанию настолько крупной, что она станет практически неприступной.
И, несомненно, не случайно после ареста г-на Лебедева антимонопольный комитет объявил, что перенесет решение об одобрении слияния еще на три недели. Затем генеральный прокурор сказал, что будет внимательно изучен налоговый статус "Юкоса".
Несомненно, за время своей карьеры г-н Ходорковский не раз перешел кому-либо дорогу, делает он это и сейчас. Помимо всех прочих объяснений сложившейся ситуации его враги могут просто сводить с ним личные счеты. Однако нынешняя ситуация является сигналом для всех остальных плутократов. Всего за несколько дней до задержания г-на Лебедева другой олигарх, Владимир Потанин, публично раскаялся в своих прошлых нарушениях закона и назвался сторонником партии "Единая Россия".
Итак, одержат ли петербуржцы победу? Они действительно сильны. За время правления г-на Путина несколько ведомств, например, по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ и ФАПСИ, были возвращены в структуру ФСБ. После взрывов в Тушино московские компании сотовой связи согласились отключить шифрование, чтобы ФСБ могла прослушивать звонки. В число высокопоставленных выходцев из Санкт-Петербурга входят заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин (контролирующий доступ к президенту), министр обороны Сергей Иванов, и министр внутренних дел Борис Грызлов. Являясь одним из лидеров "Единой России", г-н Грызлов недавно сам начал активную избирательную кампанию рядом арестов высокопоставленных служащих МВД, нарушавших законы.
Однако у них есть и оппоненты. Партия "Народный депутат", входившая в "Единую Россию", объявила в этом месяце о желании отделиться от нее и идти на выборы самостоятельно. Это, по мнению эксперта московского Фонда Карнеги Николая Петрова, может означать, что ей не удалось взять контроль над прокремлевской партией. А мудрые головы, возможно, объясняют г-ну Путину, что неприкрытое манипулирование законами в частных или политических спорах наносит урон имиджу страны и должно быть прекращено.
По крайней мере, так хотелось бы думать г-ну Ходорковскому. Самым интригующим является то, что премьер-министр Михаил Касьянов, входящий в команду г-на Ельцины, недавно тоже вступил в игру, назвав арест г-на Лебедева "чрезмерной мерой".