11-го июля исполняется сто лет со дня рождения Вильяма Фишера, выдающегося советского разведчика, который более 10 лет возглавлял сеть разведчиков на американском континенте. Во многом благодаря его усилиям советские ученые смогли ускорить сроки создания первой атомной бомбы.
Вильям Генрихович Фишер родился 11 июля 1903 года в британском городе Ньюкасл-на-Тайне. Его родителей выслали из России в 1901 году за революционную деятельность: его отец Генрих Фишер входил в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 16 лет Абель поступил в Лондонский университет, но не окончил его ввиду того, что в 1920 г. семья Фишеров вернулась в Россию и получила советское гражданство.
В том же году Абель стал переводчиком в отделе международных связей Исполкома Коминтерна. В 1924 году он продолжил образование в институте востоковедения в Москве, откуда вскоре был призван в ряды Красной Армии и начал служить в радиотелеграфном полку. После демобилизации Абель поступил на работу в научно-испытательный институт Военно-воздушных сил. В 1927 г. по рекомендации Московского комитета ВЛКСМ Абель поступил на работу в ОГПУ.
С этого момента он часто выезжал за рубеж с разведывательными заданиями. В частности, в конце 30-х годов в качестве радиста его посылают в Лондон, где он выполнял роль связника между "Центром" и представителями так называемой "Кембриджской пятерки", куда входили сотрудничавшие с советской разведкой студенты университета Энтони Блант, Ким Филби, Дональд Маклин, Джон Кейнкросс и Гай Берджесс.
В 1939 году Абель был неожиданно уволен из органов госбезопасности, но осенью 1941 года ему вновь было предложено работать в разведке, и он был включен в штат IV управления, которым командовал замначальника 1-го Главного управления НКВД СССР Павел Судоплатов. После войны Абель стал сотрудником внешней разведки и попал в число тех, кого готовили к нелегальной работе. В 1948 г. он отправляется в Квебек под видом литовского беженца Эндрю Кайотиса.
Чуть позже он перебирается в Нью-Йорк, где живет под именем Эмиля Голдфуса. Абель оборудует в Бруклине фотоателье и становится фотографом-художником. Его псевдоним - "Марк", и ему поручено руководить агентурной сетью, занимающейся разведкой американских атомных секретов. Абель создает две крупнейшие агентурные сети на американском континенте: одна объединяла разведчиков в Калифорнии, Бразилии, Мексике и Аргентине, а другая - на Восточном побережье США. Удачно выбранное место для студии позволяло ему пользоваться коротковолновым передатчиком. Собранную информацию передает в Москву, а оттуда получает все инструкции. Несмотря на аресты советских агентов Клауса Фукса, Гарри Голда, Грингласса и супругов Розенберг, разведгруппа Абеля продолжает свою деятельность.
В 1952 г. Абель решил взять себе помощника, что, впрочем, предопределило его провал. Центр назначил его помощником кадрового разведчика, специалиста в области радиосвязи подполковника КГБ Рейно Хейханена (Николай Константинович Иванов), который прибыл в Нью-Йорк в октябре 1952 года. Однако отношения между двумя разведчиками не сложились. Абель посылал в Центр сообщения о том, что Николай Иванов злоупотребляет алкоголем и даже на конспиративные встречи приходит пьяным. Абель просит Центр отозвать Хейханена обратно в СССР. Однако вскоре выясняется, что Хейханен является двойным агентом и сотрудничает с ЦРУ.
24 апреля 1957 г. Хейханен вылетает из Нью-Йорка в Париж, чтобы отметиться у резидента КГБ. Но вместо этого отправляется в посольство США, где просит разрешения о встрече с сотрудниками ЦРУ. Абель, узнав о предательстве, изменил свое место жительства, но вскоре был задержан. 21 июня 1957 г. агенты ФБР арестовали Абеля в номере отеля "Латэм". Советский разведчик не оказывал сопротивления. Агенты ФБР произвели обыск в ателье Абеля, где обнаружили специальную пленку, коротковолновые передатчики, секретные коды, а также несколько фотокамер.
В течение двух месяцев Абеля содержали в Техасском центре предварительного заключения, где его пытались завербовать для работы против СССР. Однако Абель не согласился, и 14 октября 1957 г. в Нью-Йорке начался открытый судебный процесс. Его защищал адвокат Джеймс Донован, в годы второй мировой войны сам служивший разведчиком. Свидетелем обвинения выступал бывший советский разведчик Хейханен. Все обвинение строилось лишь на его показаниях. Адвокат Донован заявил на суде: «За исключением показаний, представленных свидетелем в деле нет никаких доказательств, говорящих о том, что Марк (псевдоним Абеля) передавал СССР информацию, затрагивающую национальную безопасность США».
И тем не менее, Абель был признан виновным и приговорен к смертной казни, однако суд второй инстанции заменил смертную казнь на 30 лет каторги. Наказание разведчик отбывал в федеральной тюрьме в Атланте, где были созданы тяжелые бытовые условия: его поселили вместе с рецидивистами, а главное - запретили переписку с родными. 10 февраля 1962 г Рудольф Абель был обменен на американского пилота Ф. Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 в воздушном пространстве СССР на самолете-шпионе У-2. Обмен Абеля на Пауэрса состоялся на мосту Глинкер под Берлином. Итак, Абель вернулся в Москву, где вскоре начал работать в Службе внешней разведки. Полковник Абель был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Рудольф Абель умер 15 июля 1971 г. в Москве от рака легких.