Подобно трагическим злодеям Шекспира сыновья Саддама воплощали в себе все самое плохое, чем могла похвастаться попираемая ими страна.
Новость о том, что Удэй и Кусэй распрощались со своими жизнями на окраине Мосула, что на севере Ирака, обрадует всех, кроме приспешников сыновей экс-диктатора.
Плэйбой-психопат Удэй и холодный, расчетливый и беспощадный престолонаследник Кусэй представляли собой как бы две стороны Ирака. Они были живым доказательством эффективности тиранической политики своего отца, соединявшей в себе безграничную жестокость с расчетливой проницательностью. Именно эта смесь позволила Саддаму продержаться у власти более чем тридцать лет.
Удэй несет непосредственную ответственность за значительное число преступлений, среди которых значатся убийства, пытки, похищение и изнасилование детей.
Однако не исключено, что на совести Кусэя еще больше крови, просто потому что в его руках было больше власти, чем у его старшего, стремительно маргинализировавшегося брата, чьи выходки превосходили даже «достижения» Саддама.
Сыновья Саддама родились незадолго до того, как он пришел к власти. Удэй появился на свет в 1965 году, Кусэй в 1967, как раз тогда когда Саддам пытался оправиться от последствий неудачного переворота.
С самого детства они хорошо знали о страхе, который внушал большинству иракцев их отец. Саддам же видел в них своих наследников, поэтому готовил детей к жестким реалиям власти.
Когда в 1979 году Саддам пришел к власти, его отпрыски вступили в клан избранных представителей рода человеческого: они стали наследниками тирана, знавшими, что им позволено делать все, что взбредет в голову.
Удэй первым соскочил с катушек. Он вылетел из школы и стал разъезжать по улицам Багдада на белом БМВ.
Многие источники утверждают, что он был самым настоящим сексуальным хищником. Нет никаких сомнений в том, что здесь не обошлось без преувеличений. Однако не вызывает сомнений и тот факт, что в 80-х годах он снимал девушек в ночных клубах Багдада, после чего отвозил их в свой особняк.
Тем, кто сопротивлялся, приходилось иметь дело с его телохранителями, применявшими силу.
В 1988 году Удэй стал зачинщиком крупного дипломатического скандала. Во время официального приема, на котором, в частности, присутствовала жена президента Египта Сюзан Мубарак (Suzanne Mubarak), он до смерти избил одного из помощников Саддама.
Удэй обвинил помощника в организации заговора против своего отца. В то время диктатор расследовал дело, в котором, к большому неудовольствию его жены была замешана супруга директора авиакомпании Iraqi Airways Самира Шахбандар (Samira Shahbandar).
После публичного убийства мать Удэя стала свидетелем более чем неприятной ссоры между Саддамом и их старшим сыном. Она позвонила королю Иордании Хусейну с просьбой помочь примирить родственников.
Король немедленно вылетел в Багдад, где ему удалось погасить конфликт, главным образом благодаря тому, что Хусейну удалось убедить Саддама наказать старшего сына и таким образом восстановить справедливость.
Так Удэй попал в Женеву, где занимался мошенничеством и вымогательством до тех пор, пока власти Швейцарии не попросили его покинуть страну.
Возвратившись в Багдад, он затеял еще одну внутрисемейную ссору, после которой два зятя Саддама вынуждены были покинуть Ирак. Хусейн Камел (Hussein Kamel) и Саддам Камел (Saddam Kamel) бежали в Иорданию, где заявили о наличии в Ираке секретной программы по разработке биологического оружия, осуществляемой в обход санкций ООН.
Саддам заманил своих зятьев обратно в Багдад, где они нашли свою смерть. Вооруженные люди ворвались в их дом и расстреляли Хусейна и Саддама. В операции эскадрона смерти принимал участие и Удэй, возможно, чтобы доказать, что он может не только создавать проблемы в семье, но и решать их.
После этого «популярность» Удэя достигла такого низкого уровня, что его жизни стала угрожать опасность.
В 1996 году после ночной вечеринки он напоролся на засаду и был изрешечен пулями. Говорят, что его парализовало. После двух лет, проведенных в госпитале, Удэй впервые появился на публике. На сей раз он стал обладателем поражающего воображение количества мишурных титулов.
Он стал председателем футбольной ассоциации Ирака, главой национального олимпийского комитета, редактором газеты «Babel» и генеральным секретарем Союза студентов Ирака.
Большую часть времени он наживался на контрабанде нефти и торговле сигаретами. Последний вид бизнеса стал крайне выгодным и привлекательным благодаря международным санкциям против Ирака.
Опять не обошлось без обвинений. На сей раз речь шла о том, что Удэй избивает и пытает игроков своей футбольной команды за проигрыши матчей. Эти обвинения расследовала ФИФА, однако они были признаны необоснованными. Тем не менее, не подлежит сомнению, что в здании Национального олимпийского комитета существовала специальная тюрьма, в которую попадал всякий, кто осмеливался перейти дорогу Удэю.
Вершина абсурда, по всей видимости, была достигнута в феврале нынешнего года. Тогда газета Удэя объявила о том, что он удостоен звания профессора политологии в багдадском Университете Саддама за 300-страничную докторскую диссертацию, посвященную проблеме международных отношений в 21 веке.
В этой работе Удэй предсказал неминуемый крах США.
И все это - чтобы прикрыть факт, который имел решающее значение для судьбы Ирака 90-х годов. Вместо позора семьи Удэя, новым престолонаследником был назначен его младший брат, тихий и трудолюбивый Кусэй.
Нет информации о том, что Кусэй лично причастен к изнасилованиям или убийствам. Брак его, по всей видимости, был удачным.
Кроме всего прочего, природа наделила Кусэя умом и способностями. В конце 90-х годов он стал главным доверенным лицом Саддама. Получив пост председателя Совета безопасности Ирака, Кусай попал в самый центр политической жизни страны.
Он также отвечал за маскировку химического и биологического оружия и сокрытие его от глаз инспекторов ООН по вооружениям.
Решая эту задачу, Кусэй проделал огромную работу, благодаря чему Ираку удалось в течение нескольких лет скрывать реальный объем программы по производству незаконных вооружений.
В 2000 году Кусэю был доверен контроль над структурами, которым Саддам доверял в наибольшей степени. Он стал во главе Особой республиканской гвардии и Особого комитета безопасности. Эти относительно небольшие структуры, укомплектованные хорошо подготовленными кадрами, хорошо финансировались и выполняли роль опор режима Саддама.
По мнению американских экспертов, на сегодняшний день члены этих организаций несут ответственность за большую часть терактов, совершенных в отношении американских солдат.
Наиболее важным показателем значения, которое Саддама придавал своему младшему сыну, стало его назначение главнокомандующим войсками в Багдаде и родном городе диктатора Тикрите за неделю до начала войны.
Кусай отвечал не только за оборону Багдада, но и за выживание режима в целом.
Однако, несмотря на его усилия, оборона Багдада оказалась крайне неэффективной, что привело к быстрому краху режима.
В конце концов, диктатор остался с двумя сыновьями: с так и не повзрослевшим убийцей Удэем и преданным и способным помощником Кусэем. Теперь и они покинули его.
Теперь, в первый раз в своей жизни, Саддам придется отведать вкус настоящего одиночества.