Смириться с тем, что Россия больше не будет использовать Латвию как транзитное государство, Рига никак не может, поскольку доходы от этого транзита составляют значительную долю государственного бюджета. Глава министерства иностранных дел Латвии Сандра Калниете весной уже направляла письмо комисару Европейского союза по внешнеполитическим связям Крису Паттену письмо, в котором просит его «обратить внимание» на сокращение транзита российской нефти через латвийские порты. По ее мнению, никакой экономической целесообразности за этим решением правительства России не стоит, и все дело в попытке политического давления на Латвию. Европейский чиновник отреагировал, сообщив, что ЕС готов стать посредником в решении этой проблемы. Одновременно г-жа Калниете сообщила журналистам, что МИД Латвии «изучает механизмы, с помощью которых можно блокировать присоединение России к ВТО».
Постепенное сокращение экспорта российской нефти через Венспилский порт началось в 2002 году. В первом квартале через него было отгружено 3,7 млн. тонн, в четвертом - уже только 1 млн. Если в 2001 году объем экспорта российской нефти через территорию Латвии составил 22,3 млн. тонн, то в прошлом году уже только 13,8 млн. тонн. По официальным данным, это привело к снижению объема латвийского ВВП на 0,5 %. В этом году перекачка нефти по латвийским трубопроводам прекращена. Венспилский порт обрабатывает только грузы, доставляемые железнодорожным транспортом.
Впрочем, особых усилий по недопущению России в ВТО официальной Риге предпринимать и не нужно. Латвия, как известно, является членом Рабочей группы по присоединению России к Всемирной торговой организации. Российская делегация в Женеве ведет с ее представителями довольно трудные переговоры как по тарифам, так и по доступу на рынок услуг. И ничто не мешает прибалтам в любой момент выдвинуть новое требование. Например, зафиксировать в условиях присоединения России к международной организации обязательство транспортировать на Венспилс определенный объем нефти по трубопроводам. Российское правительство, конечно, может с этим не согласится. Но в этом случае процесс переговоров затянется. Ведь для его завершения все члены Рабочей группы должны подписать итоговые протоколы по итогам двусторонних консультаций.
Пока официальной реакции латвийского МИДа на заявление Виктора Христенко не последовало. Но можно ожидать, что она будет достаточно болезненной. Латвийская сторона пошла в этом году даже на значительное снижение тарифа на прокачку нефти по ее трубопроводам, перестав заявлять о том, что прежние высокие цены за эту услуги диктовались «рыночной ситуацией».
Однако Рига все равно не сумела добиться возобновления транзита, несмотря даже на коллективное письмо президентов российских нефтяных компаний премьеру Михаилу Касьянову с просьбой перенаправить экспорт. Руководители российской компании «Транснефть» говорят о том, что после строительства нефтеналивного порта в Приморске (Ленинградская область) и модернизации литовского терминала в Бутинге у компании просто нет такого количества нефти, что бы одновременно загрузить еще и Венспилс. Ежемесячно через Приморск проходит 1 млн тонн нефти, через Бутинге - 800 тыс. тонн.
«Россия еще не присоединена к Латвии, поэтому мы должны развивать свой порт. А Вентспилсу повезло, что терминал Бутинге в прошлом году несколько месяцев простаивал, поэтому мы смогли сокращать поставки на Латвию постепенно", - говорит вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.
Масла в огонь конфлита добавляют обвинения в адрес россиян, в том, что, дескать, прекращение поставок на Венспилс связано с желанием «Транснефти» поучаствовать в приватизации латвийских нефтепроводов. Во время приезда в Москву мэра города Венспилса и фактического «хозяина» нефтетерминала Айвара Лембергса, руководство российской компании действительно согласилось инвестировать в модернизацию трубопроводов 143 миллиона долларов, потребовав взамен акции порта. Однако латвийская сторона, посчитав, что бумаги стоят 200 млн долларов, ответила отказом.
А в правительстве Латвии зимой этого года по этому поводу даже разразился скандал, главными участниками которого с одной стороны были лидер партии «Новая эра» и по совместительству премьер-министр Латвии Эйнар Репше, мэр Венспилса Айвар Лембергс, а с другой - вице-премьер от Правой партии Айнар Шлесерс, который, кстати, недавно был предложен латвийской стороной в качестве кандидата в совместную российско-латвийской межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Шлейсерс предложил допустить россиян к приватизации латвийских нефтяных активов. Репше, в свою очередь, отчитал подчиненного. А Айвар Лембергс высказался в латвийских СМИ в том духе, что вице-премьером движет «диктат своего кармана».