Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Давление на психику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Никто не может дать гарантий, что в действиях совладельца "Юкоса" Платона Лебедева и его коллег по компании не обнаружится состав преступления и претензии прокуратуры окажутся обоснованными. Сомнения вызывает не само дело, а средства.

Уже два дня в СМИ обсуждается информация, что против руководства уже другой компании - «Сибнефти», а также одного из ее крупнейших акционеров губернатора Чукотки Романа Абрамовича может быть возбуждено уголовное дело. Информация эта появилась в четверг поздно вечером и в 8 утра в пятницу. А 10 июля появилось сообщение со ссылкой на анономный источник, что прокуратура начала проверку финансово-хозяйственной деятельности компании «Сибнефть». Всякий раз в подобных случаях делается ссылка на правоохранительные органы, а в Генпрокуратуре заявляют, что «слухи не комментируют». Схема напоминает классический "слив" информации, которая запускается для того, чтобы проверить реакцию общества, СМИ, чиновников, компаний и самих фигурантов этого дела.

Однако, в интервью Стране.Ru президент Института стратегических оценок Александр Коновалов высказал мнение, что «дело Ходорковского» может закончиться сменой руководства Генпрокуратуры.

- Александр Александрович, как вам кажется, случайны ли «сливы» о скором возбуждении уголовного дела против Романа Абрамовича?

- «Сливы» случайными не бывают. Это один из способов напугать, заставить человека что-то сделать - сбежать, начать выводить активы, в панике совершить какие-то действия, за которые потом можно будет спросить. Вот Ходорковского на испуг взять не удалось. Не знаю, удастся или нет Абрамовича. Конечно, он легко может уехать и всю жизнь безбедно жить в любой стране мира. Но они этого от него и добиваются. Собственно вся нынешняя компания началась с такого «слива». Был опубликован уникальный по примитивности и некомпетентности доклад, в котором говорилось, что олигархи готовят заговор против президента? Но вдруг удастся взять на испуг главу государства. Это же на таком низком уровне выполнено, а вроде бы получилось.

- Но ведь такие «сливы» бьют по компании, по рейтингу России, по ее инвестиционной привлекательности.

- А кто в нашей стране интересуется состоянием акций, состоянием биржи, и кто видит прямую зависимость благосостояния, жизненного уровня, пенсии, зарплаты и того, течет ли из крана вода от уровня котировок акций, кто видит связь между всем этим и состоянием биржи?

- Должно ли ведомство нести ответственность за такие действия?

- Мне кажется, что сейчас Генпрокуратура себе отрезала путь назад, прошла точку возврата, как говорят летчики. Она теперь будет землю рыть, поскольку если она не сможет это дело завершить судебным процессом с результатом мало-мальски приемлемым хотя бы для внутреннего пользования, то на нынешнем руководстве Генпрокураты можно смело поставить крест.

И во всяком случае, если результат будет разрушительным для экономики и политически разрушительным для президента, то Генпрокуратуре придется отвечать.

- Вас не смущает само по себе право прокуратуры проверять любую компанию?

- Да, у нас прокуратура очень странный орган. Она конституционно записана в главе о судебной власти, но не обладает признаками независимости суда. Это инструмент, топор в руках тех, кто ею командует. В сущности, это элемент исполнительной власти. А если начистоту говорить, то это инструмент президентской администрации.

- Но ведь завтра этот топор может обрушиться на того, кто сегодня им размахивает. Вспомните того же Березовского.

- Естественно. Есть такой общий закон. Нельзя растить джина в бутылке, рассчитывая на то, что ты его выпустишь, и это чудовище разобьет голову тому, кто тебе ненавистен. В политике это очень опасный и плохой прием. У нас прокуратура, конечно, управляемая и зависимая. А потому и опасна. Все зависит от того, в чьих она руках.

(полный текст интервью Александра Коновалова будет опубликован в понедельник)