Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турецкие генералы возвращаются из политики в казармы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одним из знаковых событий последних дней во внутриполитической жизни Турции стало подписание президентом Ахметом Недждет Сезером пакета законов, принятых парламентом и направленных на обеспечение вступления страны в Евросоюз (ЕС). Все предыдущие попытки Турции вступить в ЕС не увенчались успехом. Основные причины - массовые нарушения прав человека, проблемы с национальными меньшинствами, но особенно - доминирующая роль турецких военных в политической жизни страны, что совершенно неприемлемо для демократических европейских государств.

Во времена холодной войны руководящая роль армии в жизни турецкого общества была выгодна Западу. Турция как член НАТО наряду с Норвегией непосредственно граничила с СССР. На ее территории базировались многочисленные военные аэродромы блока, ракетная база американской армии, действовали десятки разного рода разведцентров Соединенных Штатов и НАТО. Турецкие военные при молчаливом согласии союзников по Североатлантическому альянсу практически ежегодно проводили карательные операции против курдов, преследуя их даже на территориях соседних государств.

Однако времена изменились, и ведущие европейские страны - участницы ЕС, объявившие в числе своих приоритетов соблюдение прав человека и экономические интересы, уже не устраивает такая роль Турции. Одним из первоочередных условий Евросоюза, которое должна выполнить Турция, как раз и является ограничение руководящей роли армии в жизни турецкого общества.

В частности, чуть ли не революционным шагом называют ограничение полномочий Национального совета безопасности, который до этого мог отменить любое решение правительства и парламента страны. Впредь Совбез будет возглавлять не военный, а впервые в истории страны гражданское лицо. К тому же Совет безопасности станет выполнять чисто консультативные функции. Евросоюз одобрил это намерение парламента Турции. Как и следовало ожидать, это пришлось не по вкусу турецким военным. Они сразу же выступили с резкой критикой этого шага парламентариев.

Им не понравились и многие другие решения парламента. Так, военные встретили в штыки положение о расширении права на демонстрации и свободу высказывать личное мнение в рамках действующей Конституции и законов страны. Они выступают против создания специальной комиссии по расследованию фактов пыток военными и полицией задержанных лиц, а также амнистии рядовых членов Рабочей партии Курдистана, находящихся в турецких тюрьмах. Принятие законов, которые должны заставить турецких генералов заниматься исключительно своим делом, многими экспертами оцениваются как начало кардинальных преобразований в Турции. По всей видимости, армия, уже не раз менявшая в истории страны неугодное ей правительство, на этот раз вынуждена будет подчиниться. С одной стороны, сама турецкая армия за последние годы сильно изменилась, с другой - за вступление Турции в Евросоюз выступают многие граждане страны. Кроме того, в последнее десятилетие в Турции стали набирать обороты демократические тенденции. Начиная с 1983 года, когда народ проголосовал против кандидата военных, у власти не могло удержаться ни одно правительство, деятельность которого не оправдывала надежд избирателей.

Для России принятие последних законов выгодно тем, что на фоне стремления Турции в Евросоюз возможно умерят свои аппетиты турецкие спецслужбы, активно действующие не только на территории Северного Кавказа, но и в ряде других субъектов Российской Федерации. На протяжении многих лет турецкие спецслужбы, которые никак не могут смириться с историческими реалиями, крайне заинтересованы в сохранении напряженности на юге России. Через нестабильность, втягивание нашей страны в долгосрочную борьбу с различными проявлениями сепаратизма, националистические силы в Турции, в частности Партия националистического движения, позиции которой сильны в турецких спецслужбах, лелеют надежды создания на территории российского Северного Кавказа новых карликовых государств, ориентированных, естественно, на Анкару.