Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ставка на постепенную эрозию северокорейского режима оправдана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов в интервью Стране.Ru заявил, что проблема ядерной программы Северной Кореи ныне не имеет силового решения, потому что американцы слишком завязли в Ираке, и электорат не даст «добро» на еще одну войну. Несмотря на то, что силовой вариант в США рассматривается, ставка будет сделана на постепенную эрозию северокорейского режима.

- Северная Корея настаивает на заключении с американцами договора о ненападении, требует восстановить дипломатические отношения. Это свидетельствует о том, что нужно заключать и мирный договор, потому что до сих пор США и КНДР находятся в состоянии войны, учитывая, что подписано только перемирие. Как вы считаете, что из этого может выйти, если впереди грядут шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Северной Кореи?

- Ситуация для американцев складывается следующим образом. Для силового решения проблемы у них сейчас, во-первых, нет политической воли, во-вторых, нет достаточных резервов для длительных боевых действий, поскольку они сейчас по уши завязли в Ираке. В-третьих, ситуация на Корейском полуострове такова, что блистательного и быстрого военного решения у США не получается. Главная причина последнего обстоятельства в том, что они попросту проспали ситуацию.

- Проспали, вы говорите?

- Безусловно. Корея представляла куда большую угрозу, чем Ирак. И неправильный выбор политически более привлекательного и понятного для американского электората противника, в военном смысле куда более доступного, сейчас сказывается. Ирак США связали с угрозой терроризма, а Северная Корея, если говорить по большому счету, - это не американская проблема. Это скорее проблема Китая, проблема Южной Кореи, проблема Японии и проблема России.

Приоритеты все-таки были расставлены неверные, и сейчас наносить удар по Корее очень проблематично. Это связано с тем, что там порядка 30 тысяч американских военнослужащих. Их отвели от 38 параллели, но весь полуостров-то - крохотулечка, по нашим масштабам.

- Понятно. Гаубицами зацепят все равно.

- А гаубицы, которые стоят на 38 параллели с северокорейской стороны, тяжелые. Они достреливают до пригородов Сеула.

К тому же у северян миллионная зомбированная армия. Это не Ирак.

И самое главное: похоже, что несколько ядерных зарядов у Пхеньяна есть. Возможно, точными средствами доставки, способными перенести заряды на большие расстояния, северные корейцы не располагают. Но если Ким Чен Ир просто взорвет пару ядерных бомб у себя в качестве последнего хлопка дверью - это катастрофа для Корейского полуострова, это катастрофа для дальневосточной части России, это катастрофа для Японии и в значительной мере для многих районов Китая.

Поэтому пойти на прием, которым воспользовался в свое время Израиль для закрытия иракской ядерной программы, когда ночью просто разбомбил строящийся ядерный реактор в Ираке, опасно. Все северокорейские реакторы загружены топливом, их бомбить - это создавать большие проблемы. Поэтому, так или иначе, но надо договариваться. Северная Корея это понимает и будет пытаться как можно дороже продать свой отказ от ядерных программ. Они будут требовать гарантий сохранения режима, с чем американцы напрямую, конечно, никогда не согласятся. Если северные корейцы будут настаивать на ненападении, американцы прикроются уставом ООН.

- Что, мол, мы просто так на кого не нападаем?

- Да. Что они де не собираются быть агрессорами. Возможно, будут подписаны какие-то соглашения, когда Корейский полуостров будет объявлен безъядерной зоной или, скажем, зоной ненасильственных действий, и гарантами этого выступают Китай, Россия, Япония и США. Что-нибудь в таком духе придумать, наверное, можно.

Но дело в том, что режим Ким Чен Ира все время на грани, он управлять не может. Страна находится на грани экономической катастрофы, поэтому они будут пытаться себя продать таким образом, чтобы расходы по поддержанию режима Ким Чен Ира легли на плечи Соединенных Штатов и мирового сообщества.

- Чтобы сами Соединенные Штаты поддерживали жизнедеятельность ненавистного им и многим другим режима Ким Чен Ира? Это уже шантаж?

-Безусловно, это шантаж. Но они, к сожалению, обзавелись средствами ядерного шантажа и пользуются ими. Они применяют логичный и простой аргумент. Соединенные Штаты, мол, присвоили себе право менять режимы, которые им не нравятся. Режим Северной Кореи американцам не нравится, и они хотели бы быть уверены, что американцы не будут применять свои средства для смены режима Северной Кореи.

- А военного решения США не предусматривают?

- В Америке идут разговоры в кругах Рамсфелда о том, что за 30-60 дней можно провести блестящую военную операцию в Корее и проблему решить раз и навсегда. Но Америка, извините, живет электоральными настроениями и цифрами. Уже по поводу Ирака у населения США начинают возникать сомнения, что на самом деле никакого оружия массового уничтожения (ОМУ) там нет. У людей возникает уверенность, что это оружие вообще не найдут, и все было затеяно для того, чтобы даже не захватить нефть, как многие считают. Все было затеяно для ликвидации комплекса неполноценности США, который возник после сентябрьских событий 2001 года. Американцы все время искали, кого наказать за то, что произошло. И Ирак был выбран в качестве державы, которую нужно наказать. А по большому счету из Ирака хотят сделать показательную страну демократии для Ближнего Востока. Это как бы начало плана перестройки всего Ближнего Востока. Это похоже на японский вариант конца Второй мировой войны. Такое можно имплантировать, но для этого нужны 100-тысячные воинские контингенты и 10-летие постоянного военного присутствия. Это нужно для того, чтобы гарантировать, что демократия не погибнет в зародыше, что ее проведут через все трудности начального периода. Но я не знаю, готовы ли американцы стоять там десятилетиями.

- Ну, у вас-то все-таки оптимистическое настроение по решению северокорейской проблемы?

- В отличие от Ирака здесь нет Ирана, который интересуется иракскими шиитами и их подпитывает, здесь нет общей террористической стихии. Чем опасна Северная Корея? Да не тем, конечно, что она нападет на Америку - до Америки ей дострельнуть нечем. Она опасна даже не тем, что нападет на Южную Корею. Сейчас Северная Корея наиболее опасна тем, что вся ее история показывает - режим никакими моральными принципами, никакими договоренностями, никакими ограничениями себя не лимитировал.

- Так вот поэтому меня гложет такая мысль: а не реальна ли для реализации точка зрения удара по КНДР?

-Это реальная вещь, если бы не было нескольких «но». Если бы не было работающих ядерных реакторов, если бы не было нескольких ядерных зарядов нескольких, которые не надо никуда доставлять. Их просто можно взорвать у себя. И это очень сильно удерживающий фактор.

Есть и третий удерживающий фактор. Насколько мои разговоры с американцами показывают, - никто в Америке по большому счету не готов посылать американцев на войну с Северной Кореей. Если политически Буша большинство американцев все-таки поддержало в силовой акции против Ирака, то здесь при еще незаконченной иракской кампании поддержки не будет.

- Как же будет? Выйдут на какой-то средний вариант, а потом, когда Буша переизберут на второй срок, может быть, пойдут на военное вмешательство? Или будет эрозия режима?

- Если стороны возьмут на себя обязательства, их надо будет выполнять. Корея потребует сделать им реактор, потребует мазут, Корея потребует доставки продовольствия. Но все-таки лучший способ (на этом сходятся и Китай, и Россия, и Южная Корея и Япония) - это постепенная модернизация и эрозия режима. Вот протащить транскорейскую железную дорогу, подсоединить ее к Транссибу. Постепенно режим начнет сам разлагаться. Они совсем недавно уже ввели деньги, а до этого все давалось по купонам и в виде подарков от великого руководителя.

- Скорее всего, так и будет.

- В сложившейся ситуации я надеюсь на то, что в окружении Северной Кореи нет ни одной страны, которая была бы заинтересована в силовом решении. Напротив, заинтересованные страны будут искать политический компромисс, пусть временный, пусть оттягивающий. Ставка на постепенную эрозию северокорейского режима вполне оправдана. Даже уже нынешний Ким Чен Ир уже не Ким Ир Сен.