Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Главный итог МАКСа-2003: рынок не убил авиапром России

Прибыль от заключенных на салоне в Жуковском сделок в следующем году составит 5 млрд долларов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Завершился 6-й международный авиакосмический салон (МАКС-2003), ставший одним из самых значимых событий последних дней. Уже в первый день работы салона многие специалисты говорили, что по своим результатам МАКС-2003 превзошел такие знаменитые международные салоны, как в Фарнборо и Ле Бурже.

На 58 крытых площадках и открытых стоянках общей площадью около 23 тыс. квадратных метров свои новые разработки в области авиационной и космической техники, средств ПВО продемонстрировали 498 предприятий России и стран СНГ и 165 иностранных компаний. Важным показателем привлекательности авиасалона стало участие в нем ведущих компаний из 38 стран мира. Некоторые из них впервые заявили о своем намерении стать участниками нынешнего салона. Несмотря на спад в мировой аэрокосмической отрасли, количество участников МАКСа возросло на 20%.

Летную программу в небе показали примерно 200 летательных аппаратов различных типов. Из них около 50 - иностранные. По показу техники и полетам МАКС-2003 превзошел недавний авиасалон в Ле Бурже. В летной программе наряду с тремя известными российскими пилотажными группами «Стрижи», «Русские витязи» и «Русь» свое мастерство показали авиаторы пилотажных групп «Патруль де Франс» из Франции, «Фречче Триколори» из Италии и летчики ВВС США. Это также одна из особенностей салона, на котором впервые принимало участие такое количество пилотажных групп.

Каковы итоги МАКС-2003 и что дают России подобного рода салоны?

Во-первых, все российские предприятия получили прекрасную возможность продемонстрировать свои разработки и достижения, которые будут определять лицо летательных аппаратов и средств ПВО будущего, а отечественная авиакосмическая промышленность в целом смогла показать свою роль и место в мировой авиаиндустрии.

Во-вторых, салон показал, что, вопреки предсказаниям скептиков, российская авиапромышленность не только выжила в тяжелейших условиях дикого рынка и жесточайшей мировой конкуренции, но и стала возрождаться. Убедительным подтверждением этого стали заключенные на МАКСе контракты российских авиакомпаний на покупку новейших пассажирских средне- и дальнемагистральных лайнеров Ту-204, Ту-214 и Ту-334, а также создание холдинга «Сухой» со 100-процентным государственным капиталом. Теперь он объединяет не только КБ и авиастроительные заводы, но и все научные и производственные предприятия, без которых нельзя создать самолет от замысла в чертежах до готового образца, способного выполнять весть спектр задач, заложенных конструкторами в машину.

О создании единой авиационной холдинговой структуры, куда войдут центральное конструкторское бюро и ряд серийных заводов в регионах, на МАКС-2003 заявили и представители «Туполева». Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и самарское ОАО «АВИАКОР-авиационный завод» подписали соглашение о создании совместного предприятия «Международный авиационный проект - 140». Общий холдинг создали научно-производственная корпорация «Иркут» и опытное конструкторское бюро имени А. С. Яковлева.

В условиях усиливающейся конкуренции можно выжить и продолжить поступательное движение только при условии объединения усилий. Терять собственное авиастроение нельзя. Это не только престиж государства. Это развитие передовых технологий. Это огромное количество рабочих мест. Это огромный мировой рынок. Не случайно маленький Израиль занимает в развитии авионики одно из передовых мест в мире.

В-третьих, салон показал, что российская аэрокосмическая промышленность, длительное время конкурировавшая с концернами ведущих стран мира за лидерство в небе, стала менять стратегию своего развития. Салон показал, что будущее за международной кооперацией. Это позволяет консолидировать интеллектуальные, производственные и финансовые усилия.

На одном из наиболее конкурентных рынков - магистральных пассажирских самолетов, где когда-то СССР занимал третье место в мире, в последнее десятилетие доля машин Ильюшина, Туполева и Яковлева сократилась практически до нулевой отметки. Тем не менее, Россия не осталась в стороне: и европейская корпорация «Аэрбас» и американская компания «Боинг» традиционно используют изделия из титана, произведенные на Верхне-Салдинском металлургическом производственном объединении. К примеру, 100% титановых изделий, используемых в шасси «Боинг-777», производятся из российского металла. Качество поставляемой продукции отвечает самым строгим мировым стандартам, что позволило отечественным металлургам перейти от продажи полуфабрикатов из титана к выпуску сложных деталей и готовых узлов. Кроме того, развиваются совместные научно-исследовательские программы по разработке новых титановых сплавов и производству продукции из стали и алюминия для авиакосмической промышленности.

Сотрудничество в этой сфере показало возможность и желание России работать в принципиально новых условиях, диктуемых рынком. Совместные проекты не ограничиваются эпизодическим использованием комплектующих российских заводов. Рынок гражданских самолетов больше рынка военных. С 2001 года компания «Сухой», ведущий производитель боевых самолетов, приступила к маркетинговым исследованиям по рынку гражданских самолетов.

В качестве одного из позитивных итогов можно с уверенностью назвать решение о разработке региональной машины, которая сможет продаваться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. С российской стороны в этом проекте участвуют кампания «Сухой», авиационный комплекс «Ильюшин» и ОКБ Яковлева. Иностранный партнер - компания «Боинг». Она не только приняла участие в маркетинговых исследованиях, но и передала российской стороне ряд ноу-хау в области проектирования и производства гражданских самолетов. По замыслам разработчиков, уже в 2006 году самолет должен совершить первый полет, а в 2007 году он выйдет на рынок.

Это далеко не первый совместный проект. Учебно-тренировочный самолет корпорации «МИГ» МиГ-АТ оснащен двигателями и бортовым оборудованием, разработанными французскими фирмами. Базовый вариант учебно-тренировочного самолета Як-130 разрабатывался совместно с итальянцами. Сегодня развитие этого проекта идет по нескольким направлениям: ОКБ Яковлева создает учебно-боевой самолет, а итальянские коллеги - тренировочный AEM-346. Примеров такого международного сотрудничества на МАКС-2003 можно было найти немало.

Еще одним значимым итогом салона можно назвать количество заключенных сделок. По оценкам специалистов, на следующий год прибыль от них может составить до 5 млрд. долларов.

Таким образом, МАКС как масштабная специализированная выставка-ярмарка за короткий срок занял достойное место в числе ведущих международных авиакосмических салонов. Его привлекательность - в широкой демонстрации результатов научных исследований, опытно-конструкторских работ, новейших технологий, передовых научных изысканий, проектирования и испытаний. По оценкам специалистов, МАКС-2003 стал не только смотром достижений отечественной и мировой аэрокосмической индустрии, но и дал новый импульс развитию партнерских и кооперационных связей.