Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ядерная программа Пхеньяна: переговоры "шестерки"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Пекине началось заметное и ожидаемое для целого региона событие - переговоры представителей шести стран (России, Китая, Японии, США, КНДР и Южной Кореи) по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Пхеньяна. Они пройдут 27-29 августа и, как объявлено, будут направлены «на поиски условий для прекращения ядерной программы КНДР и выработку новых механизмов поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове».

Своевременные инциденты

Важность этих переговоров и ставок, которые стоят на кону для каждого их участника, для всех шести стран очевидна. Заметим, что сам факт их начала уже можно считать неким дипломатическим успехом. Ведь на протяжении практически десяти месяцев эскалации нынешнего кризиса вокруг Северной Кореи, Пхеньян не шел на обсуждение параметров своей ядерной программой. Теперь вот договорились, согласились с форматом и уже проводят консультации. Не исключено, что будет принято какое-либо решение.

Только вот, видимо, в этом решении далеко не все заинтересованы. За несколько часов до прибытия в китайскую столицу делегации КНДР, южнокорейские корабли открыли предупредительный огонь по патрульному катеру Северной Кореи, который, как утверждает Сеул, вторгся в территориальные воды Корейской Республики. Как сообщается, идет расследование инцидента.

Примерно в то же время японские власти задержали в порту Ниигата северокорейский паром «Мангенбон-92», который, как подозревают в Токио, мог ранее использоваться в разведывательных целях и для перевозки контрабанды. Судну запрещен выход в море после того, как в ходе инспекций японцы зафиксировали нарушения международных правил навигации. Для исправления этих нарушений потребуется время, поскольку японские фирмы, в обстановке нарастающей враждебности к КНДР, отказываются поставлять на паром необходимые детали. При этом «Мангенбон-92» - судно водоизмещением около 10 тысяч тонн - единственное средство относительно регулярного сообщения между Японией и КНДР. С начала нынешнего года корабль прекратил свои рейсы в Японию из-за кризиса вокруг ядерной программы Пхеньяна и двустороннего конфликта, связанного с похищениями японцев разведкой КНДР в 70-80-е годы. Однако 25 августа «Мангенбон-92» вновь зашел в Ниигату. Сейчас место его швартовки блокировано почти 1,5 тысячами полицейских, паром окружен и с моря.

Цена торга

Ким Чен Ир, объявивший о ведущихся разработках и даже создании ядерного оружия, по сути, поставил на кон будущее своей страны и своего режима. Все понимают, что своими разговорами о ядерной бомбе северокорейские руководители просто будоражат планету, однако если даже сегодня у них ее нет, то никто не может гарантировать, что завтра она не появится. А вот эта перспектива мировое сообщество не устраивает. Но сама программа разработки ядерного оружия у Северной Кореи, похоже, действительно существует, и свой отказ от его создания Пхеньян явно намеревается «продать» как можно дороже.

Его денежная цена известна: КНДР в обмен хотела бы получить «масштабную экономическую помощь» (наблюдатели считают, что речь идет о 1,5 - 2 миллиардах долларов единовременной и беспроцентной выплаты). Однако главный торг ведется не в экономической области. Проблема - в желании КНДР получить от США гарантии своей безопасности как в политическом, так и в военном плане. Поэтому подписание с США договора о ненападении или хотя бы получение от Вашингтона юридически «заслуживающих доверия» обещаний неприкосновенности существующему в стране режиму Пхеньян выдвигает в качестве основного условия для свертывания своей ядерной программы.

При этом северокорейцы действуют по известному выражению «утром деньги - вечером стулья». Пхеньян ясно видел, как развивались события вокруг Ирака, и явно не стремится к его повторению. Ведь не секрет, что до войны против Ирака международные инспекции не только добились ликвидации иракских ракетных сил, но и собрали исчерпывающую информацию о военно-политическом потенциале Ирака. Изучив ее, американцы знали, с чем они могут столкнуться, вторгаясь на территорию суверенного государства. Поэтому Пхеньян намерен сначала получить гарантии, а затем уже начать сворачивать ядерные разработки и допускать в страну международных инспекторов для контроля за этим процессом.

Свидетелями обязательств США, по замыслу северокорейцев, должны стать четыре ведущие державы региона - Россия, Китай, Япония и Южная Корея. Напомним, эти страны граничат с Северной Кореей, и в их собственных интересах не допустить «иракского варианта» против КНДР. Видимо, поэтому Пхеньян, ранее выступавший исключительно за прямой диалог с Вашингтоном, и согласился на переговоры в формате «шестерки».

Дипломатическая арифметика

Однако «шестеркой» этот формат можно назвать только формально. И цель этого объединения - не допустить войны и найти взаимоприемлемые варианты разрешения кризиса. На деле же есть каждая отдельная страна-участница переговоров и две «тройки»: КНДР - Китай - Россия и США - Япония - Южная Корея, которые сложились на основе традиционных связей и отражают полувековую расстановку сил на Корейском полуострове. До последнего момента между странами-участниками переговоров продолжались интенсивные консультации по выработке общих позиций. Особенно интенсивно шел такой диалог как раз внутри «троек». Накануне начала переговоров глава российской делегации замминистра иностранных дел Александр Лосюков заявил, что состоялись консультации по корейскому вопросу с китайской стороной. «Мы провели сверку наших позиций перед началом переговоров. Принципиальные позиции российской и китайской сторон остаются общими. И у России, и у Китая есть интерес к тому, чтобы переговоры начались успешно, и переговорный процесс продолжался далее», - сказал высокопоставленный российский дипломат по итогам консультаций. Он встречался и с северокорейскими представителями, после чего появилось его заявление о том, что «шансы на компромисс сейчас слабы». Тем не менее, интерес России в успехе урегулирования северокорейского кризиса присутствует. Во-первых, при негативном развитии событий радиационное заражение обеспечено части российского Дальнего Востока, кроме того, в нашу страну ринутся сотни тысяч северокорейских беженцев. Во-вторых, Москва может получить определенные бонусы в глазах мирового сообщества, не говоря уж о регионе, если переговоры будут успешными.

Интерес Китая также предельно ясен. Он сегодня является единственной ядерной страной в регионе, что позволяет ему играть роль регионального лидера. В Японии же и Южной Корее в разгар кризиса с ядерной программой КНДР становятся все более серьезными дискуссии о необходимости этим странам также заняться разработкой ядерного вооружения. И надо думать, что для японских или южнокорейских ученых, да еще если и Вашингтон чем-нибудь поможет, не составит особого труда создать такое оружие. А конституции - против угрозы уничтожения - можно и переписать. К тому же Китай явно не заинтересован в усилении США в регионе.

Вместе с тем позиции официального Вашингтона перед переговорами также не изменились: никаких договоров, Пхеньян должен немедленно прекратить свои ядерные разработки. При этом из США, где, по всей вероятности, так и не определились, что же делать с Северной Кореей, по-прежнему слышны как угрозы и обещания решить корейскую проблему «раз и навсегда», так и заявления, что с Пхеньяном можно и нужно договариваться. Вспоминают про успех экс-президента США Джимми Картера, усадившего в 1994 году за стол переговоров Ким Ир Сена, отца нынешнего северокорейского лидера, и добившегося значительного на тот момент прогресса в отношениях КНДР и США. Кстати, как сообщалось, к середине сентября Картер вновь собирается с подобной миссией в Северную Корею. А вместе с тем до президентских выборов в США остается не так уж и много времени. КНДР угрожает США, и решить эту проблему мирным путем было бы очень кстати для действующей администрации. Особенно на фоне затянувшихся, все более дорожающих и приносящих все больше проблем (в виде потерь, вылазок партизан и саботажа местного населения) кампаний в Афганистане и Ираке.

Следует заметить, что Япония, как следует из поступающих сообщений, готовится на этих переговорах, помимо ядерной программы КНДР, обсудить и двустороннюю проблему. Речь идет о похищении северокорейскими спецслужбами японцев в 60-70-х годах. Для Токио этот вопрос, как и практически все, связанное с Северной Кореей, имеет мощный внутриполитический резонанс. И в Японии также приближаются выборы. Интерес Южной Кореи тем более предельно ясен - перспектива воссоединения нации. Правда, нужно учитывать, что при этом с полуострова придется уйти 37-тысячному экспедиционному корпусу США.

Никто не хочет новой войны на многострадальном полуострове, тем более ядерной. Но вместе с тем, никто не хочет и терять свои интересы в регионе. А поэтому, похоже, переговоры можно будет считать успешными даже в том случае, если стороны согласятся встретиться снова, уже в следующем раунде, и продолжить обсуждение путей укрепления мира и согласия в регионе. В противном же случае есть основания с тревогой ожидать 9 сентября. В этот была создана КНДР, он отмечается как главный северокорейский праздник после дня рождения Ким Чен Ира. Именно к годовщине создания КНДР Пхеньян грозился объявить страну ядерной державой - хочет того мировое сообщество или нет.