Такая методика давно стоит на вооружении террористов: она была, например, применена в декабре прошлого года в Грозном - тогда грузовик проник внутрь периметра правительственного комплекса, который был уничтожен почти до основания. Тогда погибли несколько десятков человек. Уже в этом году таким же способом был совершен теракт в чеченском селении Знаменское, который, как и сегодняшний взрыв, был направлен против местного ФСБ. И наконец, совсем недавно был совершен теракт в Моздоке (Северная Осетия) - несколько десятков пострадавших в результате подрыва одного из корпусов военного госпиталя. Нынешний печальный итог - пока от двух до четырех погибших, по разным данным, десятки раненых и почти полностью разрушенный корпус управления.
Прокуратура Ингушетии уже возбудила по факту террористического акта уголовное дело, однако внятных версий пока нет. В середине дня возникло предположение, что злоумышленники покушались на жизнь замначальника ФСБ по Чечне Михаила Сафонова, причем появились сведения о его гибели. Однако ЦОС ФСБ эту информацию опроверг - по официальным данным, Сафонов ранен, но его жизнь вне опасности. Исполняющий обязанности начальника УФСБ по Ингушетии Андрей Буских пострадал более серьезно - с тяжелыми ранениями его доставили во Владикавказ. Несмотря на то, что завалы были разобраны к концу дня, количество жертв пока уточняется.
Между тем, почерк преступления, совпадающий с несколькими предыдущими взрывами, заставляет предположить, что эта акция - продолжение объявленной военным эмиром мятежников Шамилем Басаевым операции «Бумеранг». Еще несколько месяцев назад Басаев в очередной раз пообещал перенести диверсионную войну на территорию всей России и не останавливаться ни перед какими жертвами.
Часть наблюдателей связывают рост террористической активности с выборами президента Чечни, которые назначены на 5 октября. Боевики, по мнению ряда экспертов, пытаются сорвать эту процедуру, потому что она лишит их борьбу любого законного основания. Однако сторонники сопротивления заранее объявили, что выборов они не признают - все равно среди кандидатов нет даже умеренных сторонников независимости. К слову, фактически монопольные шансы на победу, обеспеченные нынешнему главе республики Ахмату Кадырову уходом или снятием его основных конкурентов, только увеличили сторонников такой точки зрения: теперь не только боевики, а и множество обычных жителей республики разочаровано в предстоящем голосовании. Итог его имеет все шансы так и остаться непризнанным. Таким образом, выборы едва ли имеют какое-то значение для диверсантов - их проведение не повлияет на террористическую активность, а, возможно, даже приведет к ее усилению. Боевики бойкотируют выборы, а террор по-прежнему продолжают рассматривать как метод достижения своих политических целей. И с этой точки зрения взрывы на территории России, безусловно, эффективнее, чем диверсии в самой Чечне, к которым все уже успели привыкнуть. Если какие-либо выборы и интересуют боевиков, то это выборы федеральные: декабрьские - в Госдуму, и мартовские - президента РФ. Волна террора накануне этих важнейших событий грозит России серьезной политической дестабилизацией.
Кстати, Ингушетия все больше становится похожа не на мирный анклав рядом с театром боевых действий, а на вестибюль этого самого театра. В горной части республики регулярно происходят зачистки и боестолкновения, а буквально накануне - в прошлую пятницу - в Ингушетии был предотвращен теракт, направленный, вероятнее всего, против президента республики Мурата Зязикова. Мощный фугас обнаружили в Юго-западном пригороде Назрани, где обычно проезжает президентский кортеж. Пресс-служба Зязикова сообщила тогда, что это свидетельство злой воли тех политических сил, которые стремятся к дестабилизации на Северном Кавказе, и заверила, что ничто не заставит президента свернуть с выбранного им пути созидания. Сегодня взрыв прогремел в 150 метрах от резиденции Мурата Зязикова в Магасе - в президентском дворце даже были выбиты стекла. На этот раз комментариев не последовало ни со стороны президента, ни от его пресс-службы.
Зато региональные и федеральные силовые структуры, как и положено в таких случаях, объявили об усилении контртеррористической деятельности. Как и угрозы Басаева, заверения силовиков звучат не первый раз. К сожалению, пока это никак не сказалось на растущей волне терактов. И в нынешнем сентябре жители российских городов с тревогой вспоминают сентябрь 1999 года, когда были взорваны жилые дома в Москве и Волгодонске. Прошлогодние события на Дубровке и недавняя трагедия в Тушино очень наглядно показали, что даже столица сегодня не защищена от злого умысла. Через четыре года после начала войны линия чеченского фронта в любое мгновение может оказаться под окнами наших домов.