Он не отступится от базовой позиции: критикуя доктрину превентивного удара, продвигаемую США, Аннан скажет: «Меня беспокоит, что, если она (доктрина) будет принята, будет создан прецедент, который приведет к распространению нелегального и единоличного использования силы».
Пожалуй, со времен холодной войны Генассамблея не видела столь пламенных дебатов, какие ожидаются здесь по вопросу о будущем Ирака. В течение недели выскажутся 80 глав государств и правительств, более 120 министров иностранных дел. Однако основное внимание приковано к тройке Буш - Путин - Ширак и тому, как они разыграют брошенную Вашингтоном карту резолюции по Ираку.
Собственно, отчасти карты уже открыты, хотя главной "темной лошадкой" продолжает оставаться Владимир Путин. Он выскажется на Генассамблее в пятницу. А до этого состоится встреча четверки - президентов США, России, Франции и Германии.
По мере приближения момента истины, когда позиции сторон станут окончательно ясны, каждая из них постепенно начинает высказываться более или менее конкретно. Вторник можно назвать днем Жака Ширака, который накануне по приезде в Нью-Йорк сразу дал программное интервью «Нью-Йорк Таймс», в котором заявил, что не собирается блокировать американскую резолюцию, используя право вето.
Таким образом, оправдываются прогнозы ряда аналитиков (сделанные в том числе и в интервью Стране.Ru) о том, что антибушевская позиция Франции по вопросу о выдаче Вашингтону мандата на проведение миротворческой операции в Ираке будет смягчена. Как сказал Стране.Ru заместитель директора института США и Канады Виктор Кременюк, лидеры Франции и Германии своими громкими антиамериканскими заявлениями во многом играли на настроениях в своих странах, стараясь заработать дополнительные политические очки как приверженцы самостоятельной позиции Евросоюза. Как видно из итогов воскресных выборов в Баварии, на которых правящая Социал-демократическая партия потерпела сокрушительное поражение, Герхарду Шредеру это не очень помогло. Из неофициальных источников в МИД РФ Стране.Ru также было известно о несколько преувеличенной жесткости франко-германской позиции.
Отказавшись от идеи передачи командования в руки ООН, Жак Ширак все же продолжает стоять на позициях увеличения роли этой международной организации и, главное, передаче в ближайшие 6-9 месяцев власти в Ираке органам местного самоуправления. В этом случае президент Франции готов проголосовать за резолюцию, в противном - воздержится (так же, как ожидается, поступят и китайцы). Однако американцы пока не готовы пойти на уступки. Советник Буша по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс парировала Ширака, заявив, что передавать власть и суверенитет страны в руки иракцев до проведения там выборов не реально. По ее словам, Ирак нуждается в помощи по созданию конституции, затем в проведении выборов, только после которых можно говорить о передаче власти в руки избранных народом представителей.
Во вторник французский президент встретится с Джорджем Бушем. Как сказал последний накануне, он надеется убедить своего коллегу в обоснованности своей политики в Ираке и календаря передачи власти, предложенного Вашингтоном.
Не исключено, что ему это удастся. В интервью «Нью-Йорк Таймс» Ширак заметил, что «все может измениться». Жак Ширак, показав своим соотечественникам, что он способен вести независимую государственную политику, снискал славу главного противника войны в Ираке, в некотором роде став заложником своей радикальной позиции. Хорошо сдобрив почву взаимной нелюбви американцев и французов (которым пришлось пережить эмбарго своих продуктов американскими покупателями на волне патриотических настроений в США), Ширак старается показать в Нью-Йорке свой миролюбивый настрой. Франко-американская дружба «сильнее, чем разногласия», это «сокровище», - заявил президент Франции на американской земле, куда его нога не ступала со времен начала иракского кризиса.
«Я не говорю белое, потому что американцы говорят черное», - попытался убедить нью-йоркцев Жак Ширак, которого пресса США заклеймила как политического упрямца, да еще и антисемита. По этому поводу Ширак тоже решил оправдаться. Возложив венок на мемориале жертв 11 сентября, он встретился с представителями еврейской диаспоры Нью-Йорка, которым объяснил, что вовсе не является антисемитом. Для наглядности, как пишет во вторник французская «Монд», Ширак привез с собой «четыре свидетельства» своего доброго отношения к евреям: члена Конституционного совета и бывшего министра Симону Вейль, бывшего личного врача Франсуа Миттерана Ади Стега, а также предпринимателей Роджера Кукермана и Давида де Ротшильда.
Что касается Герхарда Шредера, несколько уступающего во франко-германском союзе по весу своему коллеге, то он встретится с Бушем после Ширака, в среду. К слову, канцлер ФРГ не виделся с Бушем уже 16 месяцев. Свою позицию по Ираку, по некоторым сведениям, канцлер Германии собирается полностью координировать с президентами России и Франции. Шредер является вторым после Вилли Брандта канцлером, участвующим в сессии Генеральной Ассамблеи ООН. На этот раз он собирается поставить вопрос о включении Германии в состав постоянных членов Совета Безопасности этой организации.