Данная публикация является докладом, подготовленным Комиссией по национальным интересам Америки и России. Она была создана Комиссией по разработке концепции национальных интересов Америки, возглавляемой Джеймсом Шлезингером (James R. Schlesinger).
Дружеские взаимоотношения президентов Буша и Путина способствуют возникновению впечатления, что в отношениях США и России все хорошо. Это опасное заблуждение. Американо-российские разногласия по Ираку продемонстрировали существующие в отношениях США и России конфликты и даже трещины, которые в интересах Америки должны быть устранены.
Трагические события 11 сентября 2001 года способствовали быстрому формированию представления Америки о взаимосвязанных угрозах терроризма и распространении ядерного оружия и материалов. Сдерживание этих угроз стало основной целью внешней политики Соединенных Штатов. Сегодняшняя Россия может сыграть решающую роль в выполнении этой задачи - или в ее провале.
Сочетание таких факторов, как размеры и стратегическое положение России; ее взаимоотношения с ключевыми странами, доступ к ним и разведывательные данные о них; огромные энергетические запасы; и ее право принимать или блокировать решения Совета Безопасности ООН делает Москву одним из наиболее важных потенциальных партнеров США. К счастью, интересы, общие для Америки и России, значительно перевешивают те интересы, которые разделяют их. Тем не менее, взаимные обиды существовали в отношениях двух стран задолго до появления разногласий по Ираку. Возражения России против одной из самых значительных за последнее десятилетие внешнеполитических инициатив вызвали новые вопросы и должны быть тщательно проанализированы, не только для предотвращения будущих разногласий, но и для того, чтобы извлечь максимум из американо-российских отношений.
Многие в России сейчас считают, что возражения Москвы против политики США в отношении Ирака были серьезной стратегической ошибкой. Однако позиция Москвы выявила недостатки в подходе Соединенных Штатов, в том числе задержку в углублении американо-российских отношений, связанные с этим ограничения в торговле и осуществление противоречивой политики.
Чтобы двигаться вперед, необходимо, чтобы российские чиновники поняли, что США прилагают особые усилия для развития двусторонних отношений, и что препятствование достижению Соединенными Штатами их целей не проходит даром. Также для этого необходим пересмотр американо-российских отношений и разработка более надежных способов продвижения интересов Америки посредством этих отношений.
Во-первых, как показывает опыт Ирака, необходимо изменить формат и стиль общения с Россией. Взаимоотношения с ней затруднены далекими от реальности российскими ожиданиями симметричности, не совпадающими с реальной асимметрией, сложившейся в двусторонних отношениях. Как бы то ни было, излишнее внимание к Москве - например заблаговременные и более частые консультации, в том числе и частное общение, а также облегчение въезда россиянам в США - было бы не лишним ввиду важной геополитической роли России.
Во-вторых, администрация Буша должна предпринять серьезные меры для укрепления антитеррористического сотрудничества. К их числу должны относиться более активный обмен разведывательной информацией; совместная разработка методики оценки угроз и планов контртеррористической деятельности; совместная деятельность с Россией и другими государствами Средней Азии по охране границ; и разъяснение интересов и целей США в российской глубинке. Практическое сотрудничество в борьбе с терроризмом усложняется недоверием и подозрительностью чиновников обоих государств, а также нежеланием делиться секретной информацией. Однако вклад, который могло бы сделать это сотрудничество в обеспечение безопасности Америки, огромен.
В третьих, США и Россия должны возглавить процесс создания Альянса против ядерного терроризма. Новый альянс должен решать проблемы Северной Кореи, Ирана и других стран, стремящихся получить ядерное оружие; устранять опасность, представляемую "потерянным" ядерным оружием и материалами; а также следить за режимом нераспространения. Деятельность альянса должна включать совместную оценку угрозы, скоординированную стратегию, предусматривающую, что, если меры по предотвращению распространения окажутся удачными, и Иран и Северная Корея пойдут на сотрудничество, то смена режима осуществляться не будет. В более глобальном плане, Соединенные Штаты должны сотрудничать с Россией в деле разработки новых стандартов обеспечения безопасности ядерного оружия и материалов.
И наконец, американское руководство должно понять, что модернизация экономики является главным национальным приоритетом России, и что успешные взаимоотношения должны способствовать достижению этой цели. Это не призыв к благотворительности или оказанию международной помощи. Москва может многое предложить, обладая крупнейшими запасами энергоресурсов (нефти и газа) и являясь вместилищем экстраординарного научного и технического таланта. Расширение экономического сотрудничества с Россией может стать одним из самых эффективных способов завоевания сторонников американо-российских отношений в обеих странах. В этой связи президент Буш должен сделать исключение России из списка стран, попадающих в поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), приоритетной задачей. Администрация также должна способствовать увеличению объемов двусторонней торговли с Россией и оставаться сторонником вступления России во Всемирную торговую организацию, хотя главная ответственность за выполнение требований, необходимых для вступления в Организацию, лежит, конечно, на Москве. Кроме того, если Россия будет сотрудничать в восстановлении Ирака, Соединенные Штаты должны "догадаться" уважить интересы России в этом регионе.