Европейские СМИ широко комментируют вчерашнее решение Международного рейтингового агентства Moody's Investors Service о присвоении России рейтинга инвестиционного уровня.
Как отмечает сегодня газета британских деловых кругов The Financial Times, «повышение инвестиционного рейтинга является личной победой президента России Владимира Путина, для которого в течение минувших четырех лет стабилизация экономической ситуации в стране стала одним из главных приоритетов».
«России впервые был присвоен рейтинг для внешних заимствований, - продолжает британская газета. - Таким образом, открыт путь для прямых иностранных инвестиций и притока капиталов в российскую экономику. Присвоение России рейтинга инвестиционного уровня произошло спустя всего 5 лет после дефолта 1998 года».
The Financial Times приводит мнение главного эксперта инвестиционной компании "Brunswick UBS Warburg" Эл Брича, который считает, что повышение кредитного России свидетельствует о надежных гарантиях для иностранных инвестиций в России. «Повышение рейтинга внешних заимствований России на два пункта, - продолжает The Financial Times, - будет способствовать снижению стоимости заимствований для российского правительства и позволит российским компаниям получить более дешевые финансы на международных рынках капиталов».
Агентство Reuters в своем комментарии отмечает: «Решение о присвоении России рейтинга инвестиционного уровня застало инвесторов врасплох и вызвало заметное оживление на российском фондовом рынке, где наблюдался значительный рост объема торгов». Агентство приводит в своем комментарии мнение Джерома Бута, эксперта Лондонского инвестиционного фонда Ashmore. «Присвоение России рейтинга инвестиционного уровня является очень важным сигналом для иностранных инвесторов, - заявил британский эксперт. - И очень важно, что это решение было принято в преддверии парламентских и президентских выборов в России».
The Financial Times публикует сегодня редакционный комментарий, в котором отмечается: «В 1997 году Россия была очень близка к получению рейтинга инвестиционного уровня, однако в следующем году произошел дефолт. С тех пор прошло 5 лет, и страна, наконец, достигла заветной цели. Стабилизация экономики России после 1998 года дала замечательные результаты.
Налоговая реформа позволила добиться положительного сальдо бюджета. Правительство воспользовалось также высокими ценами на нефть для сокращения внешнего долга страны». «Другие инвестиционные агентства, - говорится далее в комментарии, - вряд ли последуют примеру Moody's Investors Service, ибо они полагают, что российская экономика остается слишком уязвимой и ее стабильность сильно зависит от мировых цен на нефть.
Однако опасения по поводу падения цен на нефть не останавливают зарубежных инвесторов». В качестве доказательства этого тезиса The Financial Times приводит следующий факт: в этом году British Petroleum осуществила крупные инвестиции в нефтегазовую индустрию России. Газета имеет в виду объявленное в этом году слияние капиталов British Petroleum с российской ТНК. В ходе сделки, цена которой составила 6 млрд.700 млн. долларов, British Petroleum купила 50% акций ТНК. В ближайшее время возможны крупные капиталовложения со стороны другого нефтяного гиганта - компании Exxon Mobil, которая, судя по всему, готовится приобрести 40% акций компании «Юкос-Сибнефть».
В другом комментарии The Financial Times, опубликованном сегодня, отмечается, что «решение о присвоении России рейтинга инвестиционного уровня вызвало эйфорию на фондовых рынках». Это связано с тем, что это решение может значительно увеличить число западных инвесторов на российском рынке. «Многие крупные инвесторы не вкладывают свои капиталы в экономику стран, не имеющих рейтинга инвестиционного уровня», - подчеркивает The Financial Times. "Такого рода поворот от глубокого кризиса до рейтинга инвестиционного уровня является беспрецедентным", - заявил британской газете глава отдела развивающихся рынков ING Financial Markets Филипп Пул, комментируя решение Moody's Investors Service.
Газета деловых кругов США The Wall Street Journal публикует комментарий, в котором отмечается, что «присвоение России инвестиционного рейтинга откроет путь для увеличения иностранных инвестиций в экономику страны». «Это решение, принятое за шесть месяцев до проведения президентских выборов, рассматривается как выражение вотума доверия политической стабильности России», - подчеркивает газета.
«Воспользовавшись высокими ценами на нефть, Россия погасила значительную часть внешнего долга, - продолжает The Wall Street Journal. - Золотовалютные резервы страны, как ожидается, составят к концу года около 65 млрд. долларов, в то время как в 1998 году их объем не превышал 10 млрд. долларов. Значительно увеличились котировки российских акций и облигаций».
Тем не менее, многие эксперты советуют не впадать в эйфорию, ибо риск ухудшения ситуации в экономике все еще сохраняется. «Для того, чтобы выжить в случае падения цен на нефть и осложнения ситуации в мировой экономике, Россия должна реформировать коррумпированную бюрократическую систему страны и укреплять слабый банковский сектор», - отмечает The Wall Street Journal.
Газета The Financial Times публикует комментарий, посвященный проблеме иностранных инвестиций в российскую экономику.
«Создание совместной компании British Petroleum-ТНК с совокупным капиталом в 16 млрд. долларов открывает новую эпоху в сфере прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, - отмечает британская газета. - Если учесть намерение компаний Shell и ExxonMobil реализовать проекты разработки месторождений нефти и газа на Сахалине, то становится ясно, что энергетический сектор страны становится все более открытым для иностранных инвесторов».
Газета приводит данные консалтинговой компании A.T. Kearney, согласно которым Россия в этом году впервые оказалась в числе десяти стран мира, наиболее привлекательных для иностранных инвестиций, в то время как в прошлом году по этому показателю страна занимала лишь 17-е место.
Другая тема, оказавшаяся сегодня в центре внимания зарубежных СМИ - двухдневное совещание министров обороны НАТО, начавшееся вчера на военной базе США в Колорадо Спрингз. В своем комментарии The New York Times, в частности, отмечает: «Министры обороны и военные руководители НАТО начали в среду совещание, которое проходи за закрытыми дверями в сверхсекретной американской военной базе. Они изучили возможность использования формируемых сил быстрого реагирования Североатлантического альянса для предотвращения терактов и угрозы применения химического и биологического оружия».
Силы быстрого реагирования НАТО в составе 20 тысяч военнослужащих будут участвовать в разрешении кризисных ситуаций в различных регионах мира. Как отмечает The New York Times, в рамках двухдневного совещания в Колорадо были проведены учения НАТО. Газета приводит слова шефа Пентагона Дональда Рамсфелда о том, что на совещании в Колорадо впервые в истории НАТО проводятся одновременно учения и учебный семинар, в которых принимают участие министры обороны, военные руководители альянса, а также послы стран НАТО.
Генеральный секретарь организации Джордж Робертсон призвал партнеров США по альянсу реорганизовать свои вооруженные силы для их эффективного использования в предстоящих военных операциях. «Предстоящие кризисы потребуют от нас оперативного принятия решений, - заявил он. The New York Times напоминает, что вооруженные силы партнеров США по НАТО в совокупности насчитывают около полутора миллионов человек, однако из них лишь 55 тысяч военнослужащих размещены за границами этих стран альянса.
Агентство Reuters описывает ход «учебного семинара» в Колорадо. «Министры обороны расположились в оборудованной на возвышенности специальной палатке с огромным видеоэкраном, где демонстрировались кадры из военных учений, - рассказывает Reuters. - Другие военные руководители из 26 стран наблюдали за видеоэкраном из соседнего здания».
В комментарии Reuters подчеркивается, что совещание в Колорадо проходит на фоне самого серьезного за минувшие 54 года кризиса внутри НАТО, вызванного разногласиями внутри альянса по поводу иракского конфликта. Весной этого года Франция и Германия выступили против решения США начать войну в Ираке. После терактов 11 сентября 2001 года Североатлантический альянс утратил свою прежнюю роль для Вашингтона, который считает, что в период после «холодной войны» НАТО нуждается в пересмотре своей стратегии, говорится в комментарии агентства Reuters.