Ахмад Кадыров является теперь избранным президентом Чечни - как Саддам Хусейн (Saddam Hussein), который был когда-то избран президентом Ирака. 5 октября этого года г-н Кадыров официально получил 81 процент голосов. В действительности же результаты выборов были настолько сфальсифицированы, что их можно было бы назвать фарсом, если бы их последствия не были бы столь трагическими для чеченского народа. Они также являются дурным предзнаменованием для предстоящих в декабре выборов в Государственную Думу и для запланированных на март следующего года выборов президента.
Г-н Кадыров в прошлом был муфтием Чечни и союзником сепаратистов, с которыми российская армия воюет с 1994 года. Три года назад он был назначен Москвой на пост руководителя республики. За это время он создал свою личную армию, в которую вошли бывшие боевики, экс-милиционеры и солдаты. "Два года назад все было ясно - были федеральные силы и были боевики, и федеральные силы совершали основную массу нарушений прав человека, - говорит Татьяна Локшина, входящая в российскую правозащитную организацию "Московская Хельсинская группа". - Теперь ситуация изменилась, появились кадыровцы и большое количество нарушений прав человека осуществляется именно ими".
Похищение людей и убийства являются распространенными преступлениями. Большинство из них остается безнаказанными (за исключением случаев, когда за жертву мстит ее клан). Стреляющие в воздух вооруженные люди на блокпостах или разъезжающие на автомобилях, могут быть солдатами, милиционерами, кадыровцами или боевиками - а их жертвой может стать кто угодно.
В ходе предвыборной кампании оппоненты г-на Кадырова нередко становились мишенями. В их число попали глава администрации небольшой деревни, заявивший о недопустимости фальсификации результатов выборов; два соратника кандидата от оппозиции Малика Сайдуллаева; и сын одного агитатора, Наипа Хаджаури, которого убили 9 сентября на дороге в Грозный. Затем вооруженные люди на машинах без номеров, на которых были наклейки с изображением Кадырова, приехали к Хаджаури, рассказали ему, что убили его сына и обстреляли дом. Когда через месяц Хаджаури пришел к следователю, чтобы узнать о ходе расследования дела, тот заявил, что никакого дела нет.
Кремль был настроен обеспечить победу г-на Кадырова. Усталость России от войны в Чечне помогла Владимиру Путину придти к власти в 2000 году, и он не допустит, чтобы ситуация в республике помешала ему переизбраться в марте будущего года. В начале предвыборной гонки у г-на Кадырова было три сильных оппонента. Все они проживают в Москве, но пользуются мощной поддержкой в Чечне. Руководитель избирательной кампании г-на Сайдуллаева рассказывает, что его босса уговорил участвовать в выборах помощник г-на Путина Сергей Ястржембский. Однако в сентябре другие кремлевские чиновники стали убеждать его выйти из гонки. Он отказался. Вскоре после этого суд отменил его регистрацию из-за того, что в подписных листах были обнаружены нарушения. Двое других кандидатов, бизнесмен Хусейн Джабраилов и депутат Госдумы от Чечни Асланбек Аслаханов, своевременно поняли намек и взяли самоотвод.
Государственные служащие в Чечне рассказывают, что им было приказано голосовать за г-на Кадырова. В противном случае им грозили увольнением. К работникам избирательных участков, известным своими оппозиционными настроениями, домой приходили визитеры с угрозами. Людям говорили, чтобы они голосовали за г-на Кадырова, если хотят получать пенсии и компенсации. Сообщается, что г-н Кадыров раздал местным чиновникам машины. Телевидение практически игнорировало других кандидатов, хотя новое законодательство предусматривает предоставление одинакового количества времени в эфире для всех кандидатов. Суды отказывались рассматривать жалобы по этому вопросу.
Может показаться, что всего этого было достаточно, чтобы запугать людей и заставить их голосовать за г-на Кадырова. Тем не менее в день выборов улицы Грозного были более пустынны, чем обычно. Один из членов избирательной команды г-на Кадырова признал, что "после того, как из борьбы выбыли основные конкуренты, выборы потеряли свою привлекательность для избирателей. Явка очень низкая. большинство проголосовало бы за дьявола, а не за Кадырова".
Официальные результаты достигли советской абсурдности. Явка избирателей в разрушенной столице составила 98 процентов. Примерно такие же результаты были зарегистрированы в Заводском районе, являющимся вотчиной ваххабитов. Один из оставшихся в гонке оппозиционных кандидатов Абдулла Бугаев набрал всего 6 процентов голосов, при этом в Надтеречном районе, где его позиции особенно сильны, он получил всего чуть больше 1 процента. "Хотелось бы видеть, - заявил один из чиновников Центральной избирательной комиссии России, - такой же уровень законности, чистоты выборов и гласности и в других регионах России". При этом он был совершенно серьезен.
Избрание г-на Кадырова позволило Кремлю завершить одну из глав чеченской истории. Проведенный в марте референдум (также сфальсифицированный, хотя это, наверное, и не было необходимым) подтвердил статус Чечни как части России. Г-н Кадыров пришел на смену Аслану Масхадову, который был избран президентом в 1997 году. Сейчас Масхадов является всего лишь одним из множества полевых командиров. Местные и федеральные чиновники ведут переговоры о предоставлении республике, как сказал Владимир Путин, "высокого уровня автономии". Это позволит ему во время своей предвыборной кампании заявить, что он покончил с чеченским конфликтом - несмотря на то, что каждый месяц там продолжают гибнуть десятки российских солдат.
Что потом? Г-н Кадыров непопулярен не только среди населения, но и среди российских военнослужащих, из-за своих былых связей с боевиками. В свою очередь, боевики презирают его за переход на сторону федералов. Это делает его слабым лидером, которого легко будет обвинить, если что-либо пойдет не так. Наблюдатели полагают, что г-н Кадыров покинет свой пост до окончания срока.
Слабый лидер в непризнающей законов республике скорее всего будет прибегать ко всем средствам, чтобы сохранить контроль. Поэтому Чечня останется такой же, как раньше: регионом с большим количеством беспорядочных конкурирующих друг с другом вооруженных группировок, борющихся за нефть, торгующих оружием и терроризирующих население.