Стратегия. Ответом на новую американскую ядерную стратегию стала начавшаяся вновь гонка вооружений. Вполне вероятно, что США ее проиграют.
Безумие людей из окружения Чейни (Cheney) и Рамсфелда (Rumsfeld) в администрации Буша (Bush) в части стратегии, что касается, например, новой доктрины, одобряющей нанесение «превентивных ударов» с использованием ядерного оружия, привело к масштабным изменениям в военном планировании в России, Китае, Индии и в других странах. Эти изменения могут иметь серьезные негативные последствия не только для США, но и для всего остального мира.
Наиболее четким оказался ответ со стороны России: впервые со времени окончания «холодной войны» были приняты решения относительно развития и применения новых систем вооружений. В Москве поняли, что продолжение нынешней американской политики делает все более вероятным развязывание крупномасштабной войны с применением ядерного оружия. Соответственно в качестве «асимметричного ответа» на угрозы Чейни по новому структурируется деятельность российского военно-промышленного комплекса.
Первым симптомом таких изменений было посещение президентом России Владимиром Путиным несколько недель назад российского центра ядерных исследований в Сарове, известного в советские времена под названием Арзамас-16. В ходе беседы с ведущими учеными центра Путин заявил 16-го августа следующее: «Качество нашего ядерного оружия является основой безопасности России. Это оружие должно отвечать самым высоким требованиям. Ваш институт является одним из самых передовых научных центров. Здесь собраны таланты и знания целых поколений российских ученых. Нам необходим самый широкий спектр научных исследований, экспериментов и опытов. В настоящее время в центре Вашего внимания находится вопрос совершенствования боевой готовности уже разработанных ядерных вооружений, а также тех их видов, которые сейчас разрабатываются. Россия была и остается великой ядерной державой».
Другие высказывания и меры ведущих представителей военных и исследовательских учреждений делают понятным, что Путин говорит об этом серьезно. Ведущий сотрудник одного из институтов, занимающихся проблемами стратегического характера, заявил корреспонденту нашей газеты следующее: «С недавних пор Россия приступила к масштабному повышению своей обороноспособности. Это является, прежде всего, реакцией на заявления и доктрину превентивных войн президента Буша, принятую в июне 2003 года, а также на новую американскую доктрину «национальной безопасности». Все наиболее важные моменты, связанные с этим, опубликованы в прессе, но американцы предпочитают не замечать этого».
Российский эксперт обратил в этом плане особое внимание на разработку новых видов ядерного оружия, на текущую модернизацию кассетных боеголовок российских ракет, а также на разработку максимально бесшумных подводных лодок. Помимо этого он сослался на крупномасштабные учения Военно-морских и Военно-воздушных сил, проведенные на Дальнем Востоке в конце августа. В маневрах, проходивших на Охотском, Беринговом и Японском морях, приняли участие Тихоокеанский и Северный флоты, стратегическая и тактическая авиация, а также войска Дальневосточного военного округа.
К сожалению, приходится констатировать, что началась новая гонка ядерных вооружений. Бывший министр атомной энергетики Виктор Михайлов заявил 18-го августа, что Россия смогла сохранить перед США свое преимущество в области ядерных технологий: «Разные страны, такие, как США и Россия, занимаются в настоящее время разработкой новых видов ядерного оружия. Спектр такого оружия велик. До 1953 года мы уступали США в области ядерных технологий, но после 1953 года и до сегодняшнего дня они от нас отстают». Михайлов является руководителем исследований в российском ядерном центре в Сарове.
В годы «холодной войны» ученые обеих стран работали также над альтернативными концепциями, но эти концепции не были доведены до практической реализации в виде нового оружия, заявил он далее. Однако теперь из-за политики Чейни открыт ядерный ящик Пандоры. «Я хотел бы обратить внимание только на одно обстоятельство: ядерную энергию можно получать не только на основе ядерного деления или ядерного синтеза, но и за счет энергии, возникающей, например, в момент переходного магнитного состояния определенных нуклонов (нейтронов или протонов)». Михайлов говорит в данном случае об изменениях физико-геометрической конфигурации внутри атомного ядра до такого состояния, когда его уже называют «изомером». Переход из состояния возбужденного ядерного изомера в другое состояние сопровождается мощным гамма-излучением. Это открывает возможность создания на основе изомеров «гамма-бомб», обладающих совершенно иными свойствами, чем те, которыми отличаются «обычные» виды вооружений.
«Рамки исследований в области ядерной энергии очень широки, - продолжал Михайлов. - Есть так называемые «изомеры». Изомеры существуют в природе в возбужденном состоянии, которое может перейти в состояние стабильное. Это в принципе тоже ядерная энергия. Высвобождающаяся при ядерном синтезе энергия, выраженная в калориях, в десятки миллионов раз превосходит энергию, которая получается на единицу массы в ходе химической реакции. Но кто говорит, что нам сегодня необходимо такое мощное оружие? При изменении состояния изомеров высвобождается энергия, превосходящая энергию химической реакции в миллионы раз».
«Изомерная» бомба не имеет такой мощности взрыва, как бомба атомная, но она обладает другими свойствами, имеющими в военном плане потенциально большое значение. Такие виды оружия могли бы быть, видимо, компактными, иметь новый характер разрушающего воздействия. Помимо этого в отличие от обычных видов ядерного вооружения такие бомбы не являлись бы источником радиоактивного излучения, а потому их было бы трудно обнаружить. Если их применять, например, с помощью сверхбесшумных, небольших подводных лодок, то они могли бы сводить на нет все обычные меры оборонительного характера и, таким образом, - превосходство США на море.
Но «изомерная бомба» - это всего лишь одна из разновидностей новых систем вооружений, которые могут появиться, если будет открыт этот ядерный «ящик Пандоры». Линдон Ла Руш (Lyndon LaRouche) в недавно опубликованной статье подчеркивал, что существует много возможностей, чтобы нейтрализовать нынешнее огромное военное превосходство США, включая кажущуюся на первый взгляд непобедимую «ядерную триаду», состоящую из атомных подводных лодок, ракет и авиации. При этом речь идет о том, чтобы вывести эту триаду «из строя, например, переводя войну за рамки традиционных методов ее ведения в другое техническое измерение. Речь тут идет не о каких-то особых системах вооружений, просто противник разработает такую технологию, о которой никто не думал. Одному большому военному эксперту говорят: мол, противник имеет совершенную и непобедимую систему вооружения, тот улыбается и спокойно спрашивает: «Он что так считает?» И на утвердительный ответ с улыбкой говорит: «Тогда это именно тот путь, который приведет нас к победе над ним».