Падение цен на акции и состояние крайней обеспокоенности в среде инвесторов и политиков - именно такова была первая реакция на арест российского нефтяного магната Михаила Ходорковского. Самый богатый человек России, владелец нефтяной компании "ЮКОС" был задержан сотрудниками госбезопасности в субботу в аэропорту города Новосибирск. Ходорковскому предъявлены обвинения по нескольким пунктам, в том числе экономическое мошенничество и неуплата налогов на общую сумму в 1000 миллионов долларов.
Арест Михаила Ходорковского был предсказуем уже нескольких месяцев подряд. Начиная с момента задержания в начале июля этого года одного из его основных партнеров, было совершенно очевидно, что Федеральная Служба Безопасности положила глаз на руководителей компании "ЮКОС". Но в отличие от двух других крупных предпринимателей - Бориса Березовского и Владимира Гусинского - которым также грозило заключение и которые предпочли покинуть Россию, Ходорковский еще в июле ясно дал понять, что покидать свою родину не собирается. В настоящее же время он, подобно обычному нарушителю закона, находится в одной из московских тюрем.
В который раз мы стали свидетелями тому, что "диктатура закона" Владимира Путина - тот самый лозунг, под которым он выиграл президентскую кампанию 2000 года - имеет свои пределы. Нападки на "ЮКОС" можно назвать одним из самых значительных ударов в целой серии туманных юридических процессов, начатых против различных фирм и отдельных лиц. И в который раз именно сотрудники ФСБ или представители прокуратуры, с явным осознанием принадлежащей им власти, конфискуют то, что попадается им под руку, и проводят задержания обвиняемых. И все это происходит вразрез с еще одним известным утверждением Путина, согласно которому "неуместно заключать под стражу тех, кто обвиняется в экономических преступлениях".
В данном конкретном случае один из основных пунктов обвинений, предъявленных Ходорковскому и его ближайшему партнеру, касается приватизации в 1994 году фабрики по производству химических удобрений. В указанном году предприятие "Апатит" было продано за цену значительно ниже его реальной рыночной стоимости. Ходорковский не единственный олигарх, заложивший в начале девяностых годов основание своей империи и действовавший при этом несколько туманным образом. Однако, в конце прошлого года он рассеял все сомнения относительно приватизации "Апатита", заключив соглашение с Госкомимуществом. А в апреле этого года генеральный прокурор России письменно заверил, что нет никаких причин для начала судебного разбирательства против Ходорковского и его партнера.
Весьма явно проступают схожие черты дела Ходорковского и двух покинувших страну магнатов - Березовского и Гусинского. Все трое нарушили негласное соглашение, заключенное между Путиным и олигархами и действовавшее с момента избрания в марте 2000 года Владимира Путина президентом России. Согласно достигнутой договоренности, власти не будут интересоваться спорными моментами приватизации при условии, что олигархи не вмешиваются в политику и выплачивают государству налоги.
Но, подобно тому, как это произошло с Березовским и Гусинским, у Ходорковского тоже оказались свои политические амбиции. Он финансировал деятельность либеральных партий и заявлял, что до своего 45-летия (сегодня Ходорковскому 40 лет) он хочет занять какой-либо важный пост в обществе, например, стать президентом. Одновременно с этим, в последние годы Ходорковский постоянно боролся за прозрачность в ведении предпринимательской деятельности. Не так давно был подписан договор о слиянии с небольшой нефтяной компанией "Сибнефть", превративший "ЮКОС" в крупнейшую российскую нефтяную корпорацию. Кроме того, Ходорковский приступил к переговорам с двумя американскими компаниями - "Exxon Mobil" и "Chevron-Texaco" - о возможном слиянии с ними. В связи с задержанием российского олигарха, все переговоры в этом направлении были прекращены.
Дело Ходорковского вызвало в Москве серьезное беспокойство. Акции "ЮКОСа" стали падать, а посол Соединенных Штатов в России выказал свое сомнение относительно законности задержания магната. Российские предприниматели настойчиво просили Путина высказать свое мнение по поводу задержания Ходорковского, однако президент еще в понедельник 27 октября дал понять, что не собирается вмешиваться в процесс. Подобная позиция не вызывает удивления: в случае, если Путин отказывается признать арест справедливым, ему придется вступить в противостояние со своими ближайшими соратниками, большая часть из которых бывшие сотрудники КГБ. В случае же, если Путин одобряет задержание Ходорковского, ему в который раз придется столкнуться с массовым оттоком капитала из страны и существенным снижением иностранных инвестиций в Россию.