Я никак не мог оторваться от чтения интереснейшей статьи заместителя главного редактора газеты "Financial Times" Кристии Фриланд (Chrystia Freeland), опубликованной в упомянутом издании в начале этого месяца: "Крах царя Ходорковского". Фриланд, в отличие от поверхностных стереотипов, предлагаемых многими западными журналистами, для которых меры принимаемые против "ЮКОСа" являются возвратом к временам сталинских репрессий, приводит много важных информации и фактов. Некоторые из них стали известны Фриланд при встрече с Михаилом Ходорковским, у которого она брала интервью в начале осени этого года.
Среди прочих интересных фактов Фриланд приводит мнение Билла Браудера (Bill Browder) - президента "Hermitage Fund", одного из основных инвестиционных фондов, работающих в России и имеющих штаб-квартиру в Москве. По словам Браудера: "Если делать выбор между правильным авторитарным режимом и мафиозным правлением олигархов, то первый оказывается предпочтительнее. На сегодняшний день у нас есть возможность выбирать только между этими двумя вариантами". Подобное мнение может шокировать, тем не менее оно и не могло быть другим, так как его высказал глубокий знаток и рынка, и политики этой страны.
А потому возглавляемый Браудером инвестиционный фонд обратился ко всем своим клиентам с личным посланием, в котором разъяснялась ситуация, созданная делом "ЮКОСа" и арестом Ходорковского. Среди прочих разъяснений в тексте послания читаем: "В отношении ареста, наложенного на акции компании, следует отметить, что, несмотря на то, что объявление о нем могло быть сделано в более деликатной форме, подобное решение вполне оправдано, и в подобных обстоятельствах прокурор любого западного государства сделал бы то же самое".
Указанное заявление не может не вызывать удивления, в особенности, когда большинство европейских и американских газет говорит о панике, охватившей биржу. После приведенных выше строк послания говорится следующее: "Для того чтобы понять мотивы, которыми руководствовался прокурор, стоит лишь обратиться к первому пункту обвинений, предъявленных Ходорковскому. Согласно документу, компании, принадлежавшие Ходорковскому, не уплатили государству 283 миллиона долларов за приватизацию, в 1994 году, предприятия по производству минеральных удобрений "Апатит"".
В документе показано, как после тщетных попыток российского правительства получить деньги за приватизацию предприятия, власти решили разорвать заключенное (с Ходорковским) соглашение. Вместо того, чтобы выиграть дело в суде и аннулировать итоги приватизации, акции были дважды перепроданы компаниям, также принадлежавшим Ходорковскому, и потому стали невозвратными. Оправдывая решение прокурора упомянутой выше инвестиционный фонд заявляет, что "подобное решение было бы обосновано для любого, кто находился бы на месте российского прокурора, намеренного получить гарантии, что Ходорковский не выведет свои акции из-под контроля закона, как он сделал это с компанией по производству удобрений".
Кроме того, "Hermitage Fund" приводит для своих клиентов несколько другую версию всего происходящего, отличную от той, что предлагается прочими СМИ. "Если же говорить об отставке Волошина, то страх государственного переворота со стороны КГБ выглядит безосновательным. Волошин действительно был очень близок с ельцинской семьей и имели тесные отношения с прежним правлением, но Дмитрий Медведев, назначенный Путиным преемником Волошина, и так являлся заместителем главы администрации президента и, что самое главное, не служил в органах безопасности. Судя по первым заявлениям, сделанным новым главой президентской администрации, Медведев достаточно критично отозвался о жестких методах, примененных Генеральной прокуратурой. По имеющимся у нас сведениям, причиной отставки Волошина послужили его тесные связи с обвиняемым Ходорковским, таким образом, в сложившейся ситуации у Путина не было иного выхода, кроме как избавиться от него".
Опасное распространение мафиозного правления российских олигархов столкнулось с серьезным соперником в лице государства, способного защитить и себя самого, а заодно и своих граждан. Так, "Российская газета" - официальный орган правительства России, - опубликовала на своих страницах интервью с министром природных ресурсов Виталием Артюховым, в котором тот ясно дает понять намерения правительства.
В соответствии с российским законодательством, министр может отозвать лицензию на добычу природных ископаемых у любой компании, нарушившей условия лицензии. "Exxon-Mobil" на собственной шкуре почувствовала действие российского закона после того, как у нее была отозвана лицензия для реализации проекта "Сахалин-3", похоже, что "British Shell" ждет та же участь. Министерство Артюхова провело расследование деятельности и другого российского нефтяного гиганта "ЛУКОЙЛ", а также государственного концерна "Газпром", когда стало очевидно, что многие из филиалов этих компаний работают без лицензии. Кроме того, Артюхов отозвал лицензию на добычу нефти и газа из Талаканского месторождения у компании "Ленанефтегаз", контролируемой "ЮКОСом", и передал лицензию государственной компании "Сургутнефтегаз".
Изложенные выше факты вполне вписываются в картину, сложившуюся в российском обществе из-за серьезной обеспокоенности "варварскими методами добычи" природных ресурсов, которые применяют и российские, и иностранные компании. Как и следовало ожидать, схватка стала еще более ожесточенной после слияния российских гигантов с иностранными корпорациями.
Одну из главных ролей в этом сражении играет депутат Госдумы Владимир Юдин, пославший в Генеральную прокуратуру депутатский запрос с требованием провести разбирательство по якобы незаконному слиянию "ЮКОСа" и "Сибнефти", а так же рассмотреть незаконность действий принадлежащего "ЮКОСу" и ТНК (ТНК, в свою очередь, принадлежит "British Petroleum") газодобывающего предприятия "Роспан". Но Юдин не одинок в своей войне против олигархов: заместитель министра финансов и владелец компании "Северная нефть" Андрей Вавилов обвинил "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ" и "Сибнефть" в том, что они на протяжении нескольких лет требовали от него продать компанию на выгодных для них условиях. По мнению Вавилова, олигархическая мафия систематически обманывает государство, и в отношении магнатов необходима более жесткая политика.
Как следует из всего вышесказанного, похоже, что российское государство четко представляет себе свои цели. Чего нельзя сказать о большинстве западных стран, в которых крупные многонациональные корпорации навязывают свои решения миллионам человек. Целью любого государства - российского или какого другого - является защита общих интересов всей страны, цель олигархов - обогащение. Заявлять, что требование соблюдать закон - это "возврат к авторитаризму" и "сталинским методам" - всего лишь примитивная манипуляция общественным мнением со стороны заинтересованных лиц, прежде всего российских либеральных партий, существующих за счет щедрого финансирования Ходорковским. Но, к счастью, закон одинаков для всех, и на нашей планете еще остались страны, в которых есть люди, готовые заставить уважать его.