В преддверии своего государственного визита в Великобританию Джордж Буш принял примирительный тон, настойчиво заявляя о том, что он не собирается вступать в войну против Северной Кореи или Ирана. В интервью газете The Daily Telegraph г-н Буш подчеркнул, что вступление в войну стало бы «крайней мерой, на которую американский президент может пойти». Он также заявил, что военная акция не является единственным способом предотвратить распространение оружия массового поражения.
Его высказывания, судя по всему, адресованы многим тысячам антивоенных демонстрантов, которые готовятся провести на следующей неделе акции протеста против визита г-на Буша. Подчеркнув, что он не ожидает всеобщего одобрения своей политики, президент США заявил, что понимает чувства тех, кто выступает против войны. Он сказал много лестных слов о Тони Блэре и заверил семьи погибших в Ираке британцев в том, что они «не отдали свои жизни зря», и что он молится за них. Г-н Буш был настроен явно примирительно по отношению к Ирану и Северной Корее, которые он ранее наряду с Ираком включил в «ось зла». Он указал на эффективность многосторонних переговоров с Северной Кореей и похвалил недавнюю инициативу европейских стран по налаживанию диалога с Ираном.
Джордж Буш также коснулся плана европейских стран по созданию в ЕС оборонной структуры. При этом он принизил значимость ранее выраженной Вашингтоном обеспокоенности по поводу того, что поддержка британском премьером европейского оборонного плана может подорвать авторитет НАТО. «Я доверяю Тони Блэру и считаю, что он занимает по данному вопросу правильную позицию», - заявил он.
Г-н Буш также подчеркнул, что Америка не собирается отступать в своей войне против терроризма, заявив, что он предпримет все необходимые меры, чтобы злодеяния, подобные терактам 11-го сентября, никогда больше не повторились. «Я могу понять людей, выступающих против войны, если именно против нее они собираются выразить свой протест, - заявил г-н Буш. - Я не люблю войну. Война должна стать не первым, а лишь последним средством, к которому должен прибегать президент. И все же мы находимся на войне. Именно такой урок мы усвоили 11 сентября. Но это война другого типа. И пока я буду на посту президента, я собираюсь вести решительную войну, чтобы защитить американский народ».
Джордж Буш высоко оценил позицию Тони Блэра. На вопрос о том, какую «награду» получил Тони Блэр в ответ на безоговорочную поддержку его правительством политики США в Ираке, г-н Буш ответил: «Свободу и мир. Решения Тони Блэра вполне обоснованны. Это наименее политизированный человек из всех тех, с кем я до сих пор общался. Ни разу он не говорил мне таких слов: «Черт возьми, я чувствую ужасное давление». Я никогда не слышал также, чтобы он жаловался на результаты опросов, или по поводу того, что на него оказывают давление. У нас очень хорошие с ним отношения, потому что я восхищаюсь им, и я восхищаюсь вообще позицией тех, кто занимает решительную позицию».
Джордж Буш беседовал с главным редактором The Daily Telegraph Мартином Ньюлэндом и с главными редакторами The Financial Times и Тhe Press Association вскоре после своего решения пересмотреть иракскую политику в период после свержения Саддама Хусейна. Вчера стало известно, что Белый дом собирается передать власть в Ираке местному правительству уже к середине будущего года, то есть раньше предусмотренного срока. Это позволит многим американским военнослужащим, находящимся в Ираке, вернуться домой до ноября 2004 года, когда в США состоятся президентские выборы.
Г-н Буш признал, что в Ираке сложилась "сложная" ситуация. Но он подчеркнул, что вывод американских войск из Ирака невозможен до тех пор, пока не «не будет завершена вся работа». Он также вновь подтвердил свою поддержку позиции неоконсерваторов в администрации США, которые считают, что Ирак может стать моделью для нового демократического Ближнего Востока. «Это миссия преобразования. Это - веха ... в истории свободы». При этом, однако, он постарался развеять высказываемые многими в Европе опасения по поводу того, что война в Ираке была шаблоном для будущих превентивных войн против государств, подозреваемых в создании оружия массового поражения.
Г-н Буш также выразил свое отношение к получившей хождение в Вашингтоне формуле «Без войны в 2004 году», в которой содержится намек на президентские выборы, которые состоятся в США в будущем году. «Мы ведем войну против террора», - подчеркнул он. При этом он указал, что военный конфликт с Ираном и Северной Кореей маловероятен.
«Не все кризисные ситуации нужно решать путем военного вмешательства. Я в качестве примера хотел бы назвать политику в отношении Северной Кореи и Ирана. Случай с Ираке уникален», - продолжал президент США. Он заявил о том, что международное сообщество могло бы убедить Иран пойти на уступки. Он также дал оценку позиции Китая, Японии и России, которые поддерживают усилия США, направленные на то, чтобы заставить сталинистский режим в Северной Корее отказаться от своей ядерной программы.