В среду утром рубль на торгах на ММВБ укрепился по отношению к доллару на 8 копеек. В этом колебании курса не было бы ничего необычного, если бы оно не сопровождалось одновременным, уже более существенным, падением рубля по отношению к евро. Европейская валюта подорожала сразу на 58 копеек и достигла отметки 35,63 рублей за евро. Эти изменения на московской бирже отразили прокатившую по планете волну, повсеместно уронившую доллар.
Падение американской валюты началось на биржах США во вторник вечером. По сообщению CNN, минимальный курс на американских биржах составил 1,1955 доллара за евро. Предыдущий максимум курса евро - 1,1932 доллара был зафиксирован 27 мая этого года. Всего сутки назад, в понедельник за евро давали 1.1770 доллара. Таким образом, менее чем за 24 часа американская валюта обесценилась почти на 2%. В среду утром доллар еще более резко упал на азиатских рынках. В результате он достиг отметки 1,1975 доллара за 1 евро.
Американские аналитики связали падение национальной валюты с введением американским Министерством торговли временных квот на импорт в США китайского текстиля. Этот бырьер стал неофициальной реакцией на решение Всемирной торговой организации (ВТО) по объявлению американских тарифов на сталь не соответствующими ее правилам. Китай недавно вступил в ВТО, а потому торговые санкции по отношению к этому государству рассматриваются в качестве протекционистских мер Соединенных Штатов по отношению к собственным производителям.
В самих США обозреватели полагают, что введение квот на китайский текстиль вызвано предвыборными соображениями администрации Буша. За год до президентских выборов Белый Дом демонстрирует стремление сохранить рабочие места в южных штатах, привлечь которые на свою сторону крайне важно Джорджу Бушу-младшему, если он хочет продлить срок своих полномочий.
Логика падения доллара при этом якобы такова. Повышение стоимости импортных товаров в конечном счете может привести к замедлению потребительского спроса внутри страны, что в свою очередь снизит привлекательность для иностранцев американских активов, замедлит приток иностранных инвестиций и сделает доллар еще "легче".
Однако, независимо от политической составляющей, само по себе введение торговых квот далеко не обязательно обуславливает падение валюты. Тем более доллар не обязан падать в США после объявления о защите американских производителей. Так что, скорее всего, история с китайским текстилем - не более чем повод для проявления более глубоких макроэкономических тенденций.
С большим трудом завоеванная в этом году победа американской экономики по темпам своего роста над экономиками Японии и Еврозоны была оплачена дефицитом государственного бюджета (увеличенный госзаказ и социальные выплаты как средство стимулировать производство и потребление), так и дефицитом платежного баланса. Поскольку оба дефицита существуют уже довольно долго, а их размеры достигли астрономических величин (к тому же, безо всяких шансов на уменьшение в обозримый период ) то курс национальной валюты поддерживался государственной программой привлечения инвестиций посредством продажи государственных ценных бумаг иностранным инвесторам.
И вот, министерство финансов США только что обнародовало данные об иностранных инвестициях за последний отчетный период - на сентябрь этого года. По сообщению агентства Bloomberg, спрос на американские долговые обязательства упал до пятилетнего минимума. И это позволяет говорить ряду экспертов о том, что падение американской валюты будет продолжаться.
Крупнейшие банки уже сегодня играют на понижение доллара. Американский Citibank уже закрыл все свои долгосрочные позиции в долларах. По мнению аналитиков банка, протекционистская политика еще больше ухудшит отношение иностранных инвесторов к Соединенным Штатам и американским активам. А без дополнительного притока капиталов для финансирования растущего дефицита платежного баланса доллар будет продолжать находиться под давлением.
С другой стороны, сильные потрясения самой крупной экономики мира отрицательно скажутся на всех остальных экономиках, а потому они не выгодны другим государствам. И их поддержка позволит сбалансировать ситуацию в США не доводя ее до кризиса.
В беседе с корреспондентом Страны.Ru эту точку зрения поддержал управляющий директор Московского представительства AIG Brunswick Capital Management Иван Родионов. По его словам, «инвесторы всего мира весьма благосклонно относятся к малейшим положительным новостям об американской экономике». Инвесторы теряют к ней интерес только тогда, когда в течение месяца нет никаких новостей. Так, в мае этого года макроэкономическая ситуация в США была ненамного лучше. Доллар стремительно падал уже тогда, и банковские экономисты предрекали курс 1,3-1,4 доллара за евро. Однако, в действительности в третьем квартале произошел ни на чем не основанный рост американской валюты до отметки 1,1 за 1 евро.
Поэтому сегодня не стоит говорить о каком-то кризисе. Доллар, скорее всего, продолжит падать, тем не менее, по мнению Ивана Родионова, ситуация останется далекой от критической. По настоящему опасным может стать только длительное падение, которое заставит американцев экономить. И вот тогда падение потребления может вызвать мультипликативный эффект, вызывая сворачивание производства и падение на биржах.