События, произошедшие в Москве осенью 2003 года, кто-то назвал второй республикой Путина. Арест "нефтяника" Ходорковского стал точкой отсчета противостояния между двумя правящими в России группами, которые такой же осенью, но три года назад заключили перемирие. Все рпоисходящее позволяет предположить, что столкновение будет решающим, и, когда оно подойдет к своему завершению, у российской власти будет совсем другое лицо. Вопрос заключается лишь в том, насколько оно будет новым.
И мы не сможем узнать этого, не поняв, чем же была - и частично остается - первая республика.
Ее основателем был Борис Ельцин - об этом известно всем. Но при этом мало, кто знает, что "первый избранный демократическим путем президент России", лишь только получив власть в свои руки, в основном стал заботиться о создании своей личной параллельной власти: что-то вроде феода, не имевшего никакого отношения к демократии. И лишь сегодня все начинают себе отдавать отчет в его существовании.
Вокруг первого российского президента образовался круг из странных личностей: своеобразная смесь из бывшей коммунистической государственной бюрократии и экономической мафии, "всплывшей" на поверхность в последние годы правления Советов - молоденькие мальчики, достаточно беспринципные для того, чтобы забирать все, что раздавал своему окружению старый Борис.
Группа олигархов взросла в тени этого подлеска и в обмен на многомиллионную помощь новому царю получила в собственность российское государство. Благодаря тому, что старого Бориса больше волновал вопрос о том, чтобы можно было выпить, а не решение государственных проблем, эта настоящая банда "адъютантов" лишь процветала. Вплоть до настоящего кризисного момента их имена были известны лишь узкому кругу специалистов по России, но сегодня все они всплывают на поверхность: Борис Березовский, Татьяна Дьяченко - дочь царя, Александр Волошин, Валентин Юмашев, Анатолий Чубайс. В их число в обязательном порядке стоит включить Владимира Гусинского и даже Ходорковского, Егора Гайдара, Петра Авена и Сергея Потанина. Настоящая футбольная команда.
Когда всем стало понятно, что Борис Ельцин больше не в состоянии оставаться на своем месте - а произошло это весной 1999 года - пришлось искать ему замену. Из Вашингтона пришло весьма точное указание: сделайте что-нибудь и уберите его с дороги, он - непрезентабелен. Итальянская "Corriere della Sera" была использована для того, чтобы подать уже второй сигнал: на страницах газеты опубликовали крошечную часть сведений о секретных счетах в швейцарских банках, где хранились капиталы царя, его дочери и Бориса Березовского.
На шикарных, в голливудском стиле, дачах в Серебряном Бору была решена участь России. Но кого мог выбрать - или кого можно было заставить выбрать - русский народ? Ни одной подходящей кандидатуры в команде не было. Кто-то из олигархов предложил Владимира Путина. Человека без лица, никому неизвестного. Лишь позднее все поняли мудрость подобного предложения.
Любой другой, известный народу, реальный кандидат - генерал Александр Лебедь, к примеру - был бы опасен: слишком популярен, и, как следствие, не поддается контролю. Сделать же президентом неизвестного кандидата было, напротив, непросто. И тогда тот же самый олигарх, выдвинувший кандидатуру наследного принца, предложил "организовать для Путина победоносную войну и сразу заказать для него наряд спасителя чести и достоинства России".
В обстановке всеобщего изумления Владимир Путин был назначен главой российского правительства 9 августа 1999 года: всего лишь через день после того как - еще одно всеобщее изумление - предводитель чеченцев Шамиль Басаев предпринял совершенно необъяснимое нападение на Дагестан. Вторая чеченская кампания началась одновременно с блистательной карьерой "Мистера Никто".
Ему объяснили, что нельзя трогать ни одну из драгоценностей, принадлежащих семье. Борис Ельцин должен был получать щедрую пенсию, его семья (в мафиозном смысле) могла продолжать пользоваться всеми имевшимися на тот момент благами и заручилась уверениями в безнаказанности всех ее представителей первого и второго поколения. Олигархи получали торжественное обещание, никогда впредь не рассматривать вопросов, связанных с приватизацией государственного имущества.
Будущему царю дозволялось привести с собой своих фаворитов - бывших сотрудников КГБ или петербургских друзей: нельзя просить у монарха, чтобы он отказался от своего двора. Три специальных наблюдателя должны были контролировать правильность соблюдения заключенного соглашения, что продлило бы дни существования первой республики до бесконечности. В порядке главенства наблюдателями стали: Александр Волошин - глава президентской администрации Ельцина; глава ельцинского же правительства Михаил Касьянов; и Анатолий Чубайс, назначенный Ельциным перед самым своим отходом от дел главой государственной энергетической монополии - это единственный государственный олигарх среди прочих олигархов-частников.
Эти три человека знают и хранят все секреты и компрометирующие документы времен ельцинской республики, потому как являлись ее составной частью. По той же самой причине они очень уязвимы, но, падая, они увлекут за собой и всех остальных бывших в доле. Вполне очевидно, что Владимир Путин вовсе не был игроком со скамейки запасных. И присутствие трех наблюдателей целых три года блокировало его возможности действовать.
Тем не менее, за этот период ему удалось потихоньку укрепить свою команду, в состав которой входят так называемые "силовики" - бывшие военнослужащие, сотрудники органов безопасности и министерства внутренних дел. И этой команде не нравится "снимать с себя штаны" (выражение, услышанное автором этой статьи, от представителя окружения нового президента) перед американцами.
Политика кнута и пряника растянулась на целых три года, за время которых новый президент удовлетворился ликвидацией лишь двух олигархов: Бориса Березовского и Владимира Гусинского. Они совершили серьезную ошибку, прибрав к своим рукам два ведущих российских телеканала. Это было совершенно неприемлемо для нового царя, потому как никогда неизвестно, что можно сделать при помощи телевидения, принадлежащего недовольному олигарху. В итоге: два ордера на арест и вынужденная эмиграция для обоих.
В свою очередь старая команда - олигархи и члены семьи - начали точить ножи и, готовясь к худшему, приводить в движение все свои заграничные связи. Вступление молодого Ходорковского в борьбу стало сигналом о том, что они готовы принять бой. Не именно сегодня, но постепенно. Путину оставляли неизбежную победу на выборах и переизбрание на второй президентский срок, а между тем должна была идти подготовка к избранию Ходорковского президентом на следующих - 2008 года - выборах.
Путин, у которого не было ни малейшего намерения покинуть свой пост по истечению второго мандата, дал известный всем нам ответ. Договор был расторгнут. После ареста Ходорковского Александр Волошин ушел в отставку с поста главы влиятельнейшей президентской администрации. Анатолий Чубайс снял маску и предложил Волошину кресло президента свой компании РАО "ЕЭС России". Единственный, кто по-прежнему хранит молчание - это пиковый туз Михаил Касьянов. Тот самый, что знает все и обо всех. Именно он, молодой заместитель министра финансов, в 1998 году отвечал за отношения с Международным Валютным Фондом. И именно он руководил "исчезновением" 4 700 миллионов долларов, которым МВФ подарил олигархам в качестве компенсации за потери, связанные с обвалом рубля в августе того же года.
Касьянов прекрасно знает в какие банки - российские и зарубежные - были перенаправлены эти деньги. Знает он и о том, кому какие достались суммы - сведения об этом есть и у Счетной Палаты РФ: около 700 миллионов получила Татьяна Дьяченко, что-то отошло банку "Менатеп", что-то оказалось на Каймановых островах, что-то - на частных счетах и так далее, и так далее. На сегодняшний день он продолжает оставаться на своем посту и держит наполненный грязью рог изобилия закрытым. Время покажет, чью сторону займет Касьянов.
Эпопея молодого Ходорковского подошла к концу. В отличие от двух других олигархов он будет наказан, потому как страна, единодушная в своей ненависти к олигархам, требует для него справедливого наказания. Владимир Путин готовится к победе на следующих выборах, которые уже перестали быть выборами президентскими, а превратились в избрание "Владимира Владимировича".
Один из выпускников Гарварда, благословивший некогда первую российскую республику, ввел в обращение термин "авторитарная демократия", в то время как другие называли этот строй "контролируемая демократия". Ложные и абсолютно бессмысленные эвфемизмы, потому как ни одно из известных нам описаний действительности не имеет отношения к демократии по той простой причине, что в России не существует даже тени демократического правления.
Лишь Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) - который по иронии судьбы является воплощением обоих врагов: и Ходорковского, то есть человека, создавшего самого себя в тени власти, и Путина, то есть человека, мгновенно понявшего все значение телевизионных каналов, находящихся в твоих руках - может говорить, что все прекрасно. В том числе и в Чечне, выборы в которой стали непристойным фарсом, над которым весь мир смеется, а чеченцы - плачут.
К сожалению - и это еще одна трагическая притча - Берлускони пришлось взять сторону одного из них. Он выбрал Путина, вместо Ходорковского, царя, вместо подобия - обманчивого - рынка. А, кроме того, в инструкции, поступившей от вашингтонского императора, давались четкие указания: не принимать сторону ЕС, не критиковать друга Путина, а защищать его любыми способами. А потому сессионный президент Европейского Союза показал всему миру, что Европа не стоит для него и 30 сребреников. Лучшей услуги императору он и не мог оказать.
Позднее, по прошествии некоторого времени, когда борьба в Москве уже приведет к эфемерному результату, стоит вспомнить слова, сказанные в Риме. Что же касается России, то с подобным правлением, она будет неумолимо продолжать тонуть, не имея ни предназначения и ни малейшего представления о будущем. У мафии есть одна характерная черта: она ничего не производит. Это паразит, который вцепляется в живое тело, чтобы высосать из него все до последней капли. И так до тех пор, пока тело не умирает.
Последняя перепись населения показывает, что смертность в России продолжает расти. А согласно прогнозам, сделанным после ареста Ходорковского, утечка капиталов составит в этом году 8700 миллионов долларов.