Николас Гвоздев является старшим научным сотрудником Никсоновского центра и главным редактором "In The National Interest"
8 декабря 2003 года. Результаты парламентских выборов в России ясно свидетельствуют, что политическая система этой страны консолидируется вокруг идеи "управляемого плюрализма". Управляемый плюрализм - система, где количество и типы политических выборов сознательно регулируются центральной властью, в данном случае Кремлем.
После подсчета почти 90% бюллетеней стало совершенно очевидно, что команда российского президента Владимира Путина сумела переопределить политическую систему страны. В голосовании по партийным спискам пропрезидентская партия государственников-реформаторов "Единая Россия" получила почти 37% голосов.
Кремль преуспел также в том, чтобы представить на выбор избирателям лояльные "альтернативы". В то время как оппозиционная Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) получила почти 13% голосов, 9% ее электората дезертировали в недавно созданную партию "Родина", которая формально стоит на коммунистической платформе, но ясно дала понять, что готова конструктивно взаимодействовать с Кремлем.
Либеральные демократы, которые также послали сигнал о своей готовности в политическом плане действовать в рамках кремлевских параметров, тоже отняли голоса у коммунистов, особенно в южных районах Сибири.
Таким образом, в думе нового состава абсолютное большинство будет принадлежать тем депутатам, которые готовы работать в рамках новой политической системы, задуманной Кремлем.
Важно, что больше россиян проголосовали "против всех", чем за какую-либо из двух ориентирующихся на Запад либеральных партий. В самом деле, если бы эти две партии объединили свои силы и прекратили междоусобицу, тогда появилась бы и либеральная альтернатива в парламенте. Имеются признаки того, что Кремль предпочел бы, чтобы Союз правых сил (СПС) перешагнул 5-процентный барьер. А опросы общественного мнения перед выборами, казалось, заставляли считать, что либералы все еще могут добиться партийного представительства в думе.
Также очевидно, что многие рядовые россияне, выступающие за продолжение реформ, решили, что полбатона в руке лучше, чем ничего. Иными словами, "Единая Россия" имеет больше шансов на то, чтобы продолжить политику реформ, пусть даже и урезанных, чем "либеральные" партии, которые не продемонстрировали способности выполнять свои обещания.
"Яблоко" и СПС по-прежнему пользуются сильной поддержкой в своих традиционных базах, Москве и Санкт-Петербурге, но они утратили поддержку в стране в целом. Обеим либеральным партиям, которые в ходе опросов общественного мнения едва набирали 5% голосов, нужны были места в думе по партийным спискам.
Отдельные члены обеих либеральных партий будут присутствовать в думе как депутаты от одномандатных округов. Однако понижение их статуса является четким сигналом, что повестка путинских государственников-реформаторов имеет более сильную поддержку среди россиян после десятилетия "творческого разрушения", которое характеризовало ельцинскую администрацию.
В самом деле, эти выборы - само голосование было в основном свободным, тогда как избирательная кампания была сильно пристрастной в пользу проправительственных партий, особенно в том, что касалось освещения в СМИ - являются первым референдумом по политике Путина с момента его избрания в 2000 году. Они свидетельствуют о поддержке широкой общественностью продолжения экономических реформ и о ее готовности согласиться на еще большие ограничения гражданских свобод в обмен на усиление кампании борьбы с преступностью и коррупцией.
Политический ландшафт России сегодня действительно стал иным. Впервые после развала Советского Союза глава исполнительной власти имеет большинство в нижней палате парламента. Это дает Путину реальную возможность сделать кабинет министров подотчетным законодательной власти, двинуть Россию в направлении правительства, подотчетного парламенту.
В отличие от президента Бориса Ельцина, чьи отношения с парламентом были почти всегда враждебными, в силу чего он проявлял тенденцию управлять страной посредством президентских указов, в обход законодательной власти, Путин сегодня способен работать с законодательной властью, которая в большинстве своем привержена повестке продолжения структурных реформ в экономике, в государственном управлении и в вооруженных силах.
Безусловно, это не такая повестка, которую с радостью утвердила бы вашингтонская аналитическая организация. Но важно то, что после застоя ельцинских лет, исполнительная и законодательная ветви власти в России обе привержены курсу действий, который является политически достижимым.
Коммунисты и их союзники после десятилетия господства в думе потеряли половину мест. В свою очередь, успех "Единой России" дает Путину политический капитал, который ему необходим для продолжения своей политики в течение второго президентского срока, в том числе в потенциально чреватых неприятностями вопросах реформирования монополий природных ресурсов и продолжения борьбы с коррупцией.
Эти выборы со всей очевидностью показывают, что Россия сделала еще один шаг в направлении управляемого плюрализма, отказавшись от обещаний "неконтролируемого либерализма", который, как надеялись многие, даст стране ельцинская эпоха.
Россияне, очевидно, удовлетворены системой, где выборы, альтернативы, свобода слова и СМИ, а также способность заменять политических лидеров "регулируются" Кремлем. Но эти выборы также содержат реальное обещание поставить процесс российских реформ на гораздо более безопасную основу. Вместо того чтобы концентрироваться на "том, что могло бы быть", нам следует сфокусироваться на возможностях, которые были созданы благодаря решительной победе "Единой России".