- Какие политические цели, на ваш взгляд, преследует Хакамада? Ведь понятно, что выиграть эти выборы у Путина сегодня не сможет никакой действующий политик? Возможно ли, что Ирина Хакамада взяла на себя роль объединительного центра для разрозненных либеральных сил на ближайшие годы? Какая роль в этом деле уготована вам?
- В России на протяжении последних лет выборы есть, а выбора нет. Причем, это касается не только президентской кампании, но и губернаторских выборов тоже. Вспомните, например, как выбирали Лужкова, Росселя. Или вспомните, как избирали Ахмата Кадырова. Все это - весь выборный процесс превратился в фарс. В этой связи участие людей, которые имеют альтернативный взгляд на стратегию развития России, по моему мнению, - это благо и для России, и для власти. Потому что у власти есть проблема - люди, зная результат, не видя никакой интриги, не видя альтернатив, могут вообще на выборы не прийти. Поэтому Кремль должен молиться на Хакамаду, всячески помогая ей участвовать в этой кампании! Ирина Хакамада представляет альтернативный президенту Путину взгляд на развитие России, а именно (и я с ней полностью согласен) что Россия будет процветающей, только если мы будем строить свободную и процветающую страну. Владимир Путин так не считает, он считает, что нужно строить страну авторитарную, страну без парламента, страну без судов, страну с цензурой, с гигантской централизацией в Москве в части принятия решений. Он реализует некую латиноамериканскую модель на российских просторах. Ирина Хакамада считает точно так же.
Дальше. Станет ли она лидером демократической оппозиции или нет, покажут выборы. Если ее личный результат будет существенен, то есть больше того, что собрали вместе на парламентских выборах партии "Союз правых сил" и "Яблоко", то тогда она имеет полные политические основания, чтобы претендовать на роль лидера. Если же этого не произойдет, то тогда она будет просто одним из участников этого процесса. Так или иначе, ее участие в выборах - это поступок достаточно смелый и я готов ее поддерживать. Хотя по ряду вопросов я с ней не согласен, например, с письмом в отношении "Норд-Оста".
- Сегодня на пресс-конференции членов новоиспеченного "Комитета "2008: свобода выбора", в который вошли и вы, было заявлено, что ваша организация примет решение о поддержке или неподдержке Ирины Хакамады на предстоящих президентских выборах через две недели. Таким образом, даже гипотетическое участие этого комитета в нынешних выборах на стороне одного из кандидатов опровергает недавние слова Гарри Каспарова о том, что этот комитет не будет вмешиваться в избирательный процесс даже в 2008 году, а станет своего рода надзорным общественным органом. Как бы вы это прокомментировали?
- Есть единство в нашем комитете по поводу действующего президента, никто из его членов президента Путина поддерживать не будет. Я хочу обратиться к Стране.Ru с внятной позицией - к сторонникам президента. Если вы желаете добра себе и России, несмотря на то, что вы доверяете Путину, вы за него не голосуйте. Потому что если он получит 90 % - мало не покажется. Так как это - карт-бланш на все, и на хорошее, и на беспредел. Если вы не хотите беспредела, лучше не давать такой мандат доверия в руки безраздельно правящего главы государства.
Мы не считаем выборы 2004 года судьбоносными, для нас гораздо важнее избрание нового президента в 2008 году в результате свободных выборов. Не скрою, у нас среди членов комитета есть разные мнения на счет этих выборов. Одни считают, что нужно поддержать Ирину Хакамаду, другие, что нужно бойкотировать выборы, третьи, что голосовать против всех. Дело в том, что наш комитет - не партия, и мы не обязаны вырабатывать ясную позицию. Для нас понятно, что победа Владимира Путина на президентских выборах - это катастрофа для миллионов семей.
- Борис Ефимович, что именно вас как федерального политика первой величины побудило войти в этот комитет, большинство членов которого - журналисты или афиллированные с либеральной прессой люди?
- Дело в том, что я считаю, что после поражения партий на выборах, я имею в виду СПС и «Яблоко», необходимо искать новые формы работы. Чем комитет отличается от партии. Партии вынуждены заниматься проблемами выживания в этих условиях. Комитет же как созданная новая структура может действительно заниматься стратегическими проблемами страны и системной критикой власти. Мне представляется, что у комитета нет такого груза поражений, чтобы тратить на это много времени. Поэтому нынешняя работа в рамках комитета достаточно эффективна, хотя и не подменяет, естественно, деятельность политических партий, а только дополняет ее.
- Сегодня вы заявили, что на предстоящем съезде объявите о своей отставке с поста сопредседателя СПС. В то же время в прессе появляется информация о результатах проверки причин поражения СПС на выборах группой под руководством Константина Ремчукова, согласно которым вы - чуть ли не основной виновник. Такая проверка и другие факты указывают на раскол в партии. Вы можете это как-то прокомментировать?
- Я считаю, и так же считают все сопредседатели, что Союз правых сил надо сохранить. Мы недавно собирались, несмотря на то, что у нас есть разные точки зрения на предстоящие президентские выборы, и здесь я считаю скрывать нечего. Тем не менее, все до единого согласились, что партия должна быть сохранена. Я думаю, что нам хватит политической зрелости, чтобы партию сохранить. В том числе и в связи с предстоящим съездом.
- Почти сразу, как стало ясно, что ни СПС, ни «Яблоко» не смогут сформировать свои фракции в Государственной думе, со стороны обеих партий было заявлено о намерении выдвинуть единого демократического кандидата на президентских выборах, или, во всяком случае, что вы будете действовать единым фронтом. Скажите, что произошло, почему договоренности так и не были достигнуты? Продолжаются ли сейчас переговоры об объединении СПС и «Яблока», если да, то на какой стадии они находятся?
- Мы действительно проводили переговоры о выдвижении единого кандидата. Союз правых сил предложил в качестве такового одного из лидеров «Яблока» - Владимира Лукина. К сожалению, «Яблоко» кандидатуру Лукина не поддержало. После этого у нас с единым кандидатом не получилось. Зато теперь у нас кандидат единственный - не единый, но единственный.
Работает объединенный политсовет СПС и «Яблока». Он работает достаточно конструктивно. Недавно он обратился к региональным организациям создавать блоки. Я вчера был в Санкт-Петербурге, могу сказать, что предвыборный блок там СПС и «Яблоком» создан.
- В Петербурге, насколько мне известно, у правых партий уже есть опыт совместного сотрудничества. . .
- Да, опыт у них есть. Буквально вчера вечером был создан блок в связи с предстоящими выборами, которые состоятся 14 марта, в Законодательное собрание Петербурга и муниципальные органы власти. Кроме того, подобный блок создан на Урале. Он идет на выборы в областную Думу. Такой же блок создан на Алтае. Нам представляется, что этот процесс будет идти по всей стране. Поэтому сотрудничество очень и очень динамичное и эффективное.
- Борис Ефимович, предлагали ли вам из администрации президента трудоустройство?
- Знаете, я не хочу работать чиновником и не буду. Я самостоятельный человек и как-то сумею обеспечить себя и свою семью без поддержки президента.
- Вам все-таки что-то предлагали?
- Нет.