Взрыв в московском метро, происшедший, скорее всего, в результате совершенного смертником теракта, привел к многочисленным жертвам. Является ли этот теракт попыткой чеченских сепаратистов дискредитировать кампанию Владимира Путина по переизбранию на пост президента?
В пятницу, 6-го февраля, в разгар утреннего часа пик, когда Владимир Путин готовился принять прибывшего в Москву с визитом лидера Азербайджана, произошел сильный взрыв в поезде столичного метро, в тоннеле, недалеко от станции «Павелецкая». По данным правительства РФ, в результате взрыва погибли, по меньшей мере, 39 пассажиров и 129 человек получили ранения. По заявлению спецслужб, имеются признаки того, что теракт совершила женщина-смертник.
Путин сразу обвинил в совершении теракта мусульманских сепаратистов Чечни, на которых ранее была возложена ответственность за многие теракты, совершенные в России в последние годы. В том числе, за теракт, совершенный в декабре прошлого года женщиной-смертницей недалеко от Кремля и приведший к гибели пяти человек. Несколькими днями ранее в результате взрыва, происшедшего в поезде в Ставропольском крае, погибли, по меньшей мере, 44 человека.
В заявлении, опубликованном на веб-сайте чеченских мятежников от имени главного лидера сепаратистов Аслана Масхадова, они полностью отвергают идею своей причастности к взрыву поезда метро и «недвусмысленно» осуждают этот теракт. Это, без сомнения, усилит подозрения некоторых россиян, склонных считать, что этот теракт, возможно, был осуществлен российскими спецслужбами, чтобы сохранить кризисную обстановку и оправдать дальнейшее подавление движения сопротивления в Чечне.
Путин уверен в том, что ответственность за теракт лежит на боевиках. «Мы точно знаем, что Масхадов и его бандиты связаны с этим терактом», - это высказывание президента РФ приводит агентство «Интерфакс». Если это действительно так, то теракт могли совершить "черные вдовы" - жены и матери чеченцев, убитых российскими войсками. Боевики принимают этих вдов в свои ряды, чтобы превратить их тела в человеческие бомбы. Их цель, возможно, состоит в том, чтобы сорвать кампанию Путина по переизбранию на выборах 14-го марта.
В сентябре 1999 года Путин являлся премьер-министром, когда более 200 человек погибли в результате взрывов домов в Москве и в двух других российских городах. Позже по обвинению в совершении этих терактов были арестованы двое обученных чеченцами боевиков, однако мятежники утверждали, что взрывы домов совершили сами российские спецслужбы. С таким же утверждением выступил и проживающий за границей российский медиа-магнат Борис Березовский, который является ярым критиком Путина.
Несмотря на отсутствие каких-либо доказательства причастности к этим взрывам чеченцев, эти теракты обеспечили Путину поддержку, необходимую для начала нового вторжения в Чечню, уже второго за период, прошедший после провозглашения республикой независимости в 1999 году. Путина, судя по всему, не пугало позорное поражение первого вторжения в 1994-96 гг, которое завершилось унизительным выводом войск из республики.
Первые иллюзорные успехи военной кампании Путина помогли ему одержать победу на выборах президента в марте 2000 года. С 2002 года Путин утверждал, что военные действия в Чечне завершились и что здесь восстанавливается нормальная жизнь. Однако мятежники все еще контролируют немалую часть территории республики, и там остаются десятки тысяч российских войск, которые подвергаются серьезным атакам со стороны боевиков. В марте 2003 года, на референдуме, в ходе которого были допущены нарушения избирательного закона, чеченцы, скорее всего, подавляющим большинством голосов одобрили идею Путина об ограниченной автономии в рамках России.
В октябре, в результате выборов, на которых имела место грубая фальсификация, президентом Чечни был избран бывший союзник мятежников Ахмад Кадыров, который является ставленником Москвы. Официальные итоги выборов напомнили об абсурде советских времен: в почти пустынном и разрушенном бомбежкой городе Грозный в выборах приняли участие 98 % избирателей.
Чечня долгое время была занозой в боку России. Это был один из тех малых народов, которые Россия завоевала в XVIII-XIX веках. После коммунистической революции 1917 года чеченцы поначалу поддержали советский режим, но позже организовали ряд восстаний. Хотя в ходе Второй мировой войны в Советской армии сражалось много чеченцев, Сталин обвинил их в поддержке фашистов и депортировал всех чеченцев в Казахстан, где от холода и голода погибли, по меньшей мере, 100 тыс. человек.
В 1991, когда Советский Союз начал распадаться, потомок одной из депортированных семей Джохар Дудаев организовал свержение местного правительства Чечни и объявил о независимости республики. Затем начались беспорядки, и в 1994 президент Борис Ельцин ввел в Чечню войска. Однако позже российская армия, потери которой составили около 14 тыс. человек, была выведена из Чечни. За четыре года, прошедшие со времени второго вторжения в Чечню в 1999 году, число жертв среди личного состава российских войск приближается к числу жертв первой чеченской войны. Из приблизительно миллиона чеченцев, которые проживали в республике до начала конфликта, сотни тысяч были убиты или бежали из республики.
Но война - это хороший бизнес для некоторых. Помимо денег, которые Усама бен Ладен и другие лидеры международного терроризма посылают в Чечню, мятежники получают также прибыль от похищений людей и рэкета. Сообщается о том, что российские войска продают оружие врагам, с которыми они должны воевать. Обе стороны получают доходы от выгодной торговли нефтепродуктов из нелегально добываемой чеченской нефти.
Несмотря на тяжелые потери среди российских войск в Чечне и увеличение числа жертв среди мирного населения Москвы, пока имеется немного признаков того, что конфликт наносит вред репутации Путина. Его соперники переживают раскол, и они в значительной степени лишены доступа в СМИ, которые в большинстве своем подконтрольны государству. Его соперники в нынешней президентской кампании могут лишь надеяться на то, что им повезет и процент отданных за них голосов составит двузначную цифру.
Позором является то, что отсутствует какая-либо реальная альтернатива Путину, ибо его политика в отношении мятежной республики так же бедственна, как и политика его предшественника. До тех пор, пока такое положение вещей решительно не изменится, нынешняя ситуация в Чечне сохранится: коррупция, нестабильная смесь конкурирующих вооруженных банд, борющихся за лакомые куски этого региона. Тем временем, россияне в Москве и в других городах должны привыкать к постоянной угрозе терроризма на пороге их дверей.