Москва, 25 февраля 2004 года. Вчера президент Путин отправил в отставку правительство за 3 недели до президентских выборов, которые, скорее всего, позволят ему переизбраться на второй срок. В выступлении по телевидению он заявил: "Я сегодня решил, что правительство должно уйти. Это мое решение не связано с какой-то оценкой деятельности бывшего правительства, которое, как я считаю, в целом работало удовлетворительно. Оно продиктовано желанием еще раз прояснить мою позицию по вопросу о том, какая политика будет проводиться в стране после 14 марта 2004 года".
Почти не вызывает сомнений, что увольнение в отставку правительства было задумано с целью избавиться от Михаила Касьянова, прозападного премьер-министра, который 4 года руководил экономикой страны.
В соответствии с Конституцией РФ, г-н Путин имеет право увольнять и назначать премьер-министров по своей воле. Однако в силу одной формальности ему пришлось уволить весь кабинет, чтобы избавиться от г-на Касьянова. Ожидается, что многие министры будут переназначены.
Инсайдеры уже много месяцев предсказывали, что голова г-на Касьянова уже лежит на плахе после того, как он рассорился с президентом из-за ряда экономических мер. В администрации, где сегодня власть принадлежит "силовикам", бывшим сотрудникам КГБ и других спецслужб, которых привел с собой г-н Путин, в г-не Касьянове видят человека прежнего режима.
Этот шаг едва ли заставит Запад полюбить г-на Путина в момент, когда он затеял ряд ссор по поводу расширения Европейского Союза и НАТО, противоракетной обороны и влияния на Кавказе. Его ожидает усиление критики за рубежом за его грубые методы правления - мнение, которое, скорее всего, будет усилено увольнением кабинета.
Сторонники г-на Путина вчера вечером не замедлили выступить в его защиту. Последний советский президент Михаил Горбачев сказал: "Смена правительства необходима, и, как я думаю, это логично и правильно, когда президент решает заблаговременно показать, кто будет с ним работать, если он будет переизбран".
Однако оппоненты президента заявили, что этот гамбит является типично автократическим. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов сказал: "Если в стране нет реальной экономической политики, если у партии власти нет реальной идеологии и четкой программы, если в ходе избирательной кампании нет реальных дебатов, тогда подобные шаги не должны вызывать удивления".
Ирина Хакамада, единственный либеральный кандидат в президенты, сказала, что этот шаг станет серьезным ударом по стабильности в стране.
Хотя м ало кто ожидал, что г-н Касьянов переживет эту весну, его увольнение перед выборами застало кремленологов врасплох. Некоторые увидели в этом шаге демонстрацию силы и попытку завоевать дополнительные голоса избирателей, даже несмотря на то, что позиция г-на Путина уже неприступна.
Игорь Бунин из Центра политических технологий сказал: "В первую очередь это вопрос психологии: Путин просто не выносит Касьянова. Во-вторых, это символический шаг. Путин встал и, по сути, сказал: 'Хочу, чтобы все понимали, что всякие связи с 'семьей' Бориса Ельцина и с его 'сыном' Касьяновым теперь порваны'. Избирателям это только понравится. После этого заявления его рейтинг резко вырастет".
Эрик Вигерц (Erik Wigertz), один из руководителей аналитического отдела "Объединенной финансовой группы", сказал: "Это очень позитивно, так как показывает, что Путин рвет последние нити, связывающие его с ельцинской эпохой. Это показывает его силу и то, что он не боится полемики".