Выступление директора ЦРУ Дж. Тенета в комитете по разведке Сената США
Завершая свои комментарии по вопросу распространения ядерного оружия, я коротко пробегусь по некоторым программам оружия массового уничтожения, о которых я еще не говорил. Начну с Сирии.
Сирия является подписантом Договора о ядерном нераспространении. Страна в полной мере принимает меры предосторожности, предписанные МАГАТЭ, и имеет научно-исследовательский центр в Дайар-аль-Хаджаре. Россия и Сирия придерживаются давних соглашений о сотрудничестве в области атомной энергии, хотя еще не оказали друг другу какой-либо конкретной помощи. Больший доступ к иностранным технологиям позволяет расширять имеющиеся возможности, и мы пристально наблюдаем за ядерными планами Сирии. В то же время в Дамаске активно действует программа разработки и испытания химического оружия. Программа рассчитана на иностранных поставщиков ключевых химикатов для производства химического оружия, подлежащих контролю.
Наконец, мы настороженно относимся к уязвимости российских материалов и технологий производства ОМУ краже или диверсиям. С беспокойством относимся к намерению нуждающейся российской оборонной, биотехнологической, химической, аэрокосмической и атомной промышленности заработать на экспорте, что делает российские знания привлекательными для стран и групп, стремящихся к обладанию ОМУ и нуждающихся в ракетной обороне.
ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ
Сейчас хочу поговорить о трех странах, находящихся в центре нашего внимания. Это Северная Корея, Китай и Россия.
...Главную тревогу у нас вызывает форсированное наращивание военной силы в Китае. В прошлом году Пекин вышел на новые уровни производства и приобретения у России ракет, подводных лодок и других военно-морских средств; усовершенствовал истребительную авиацию. Также Китай сокращает и реорганизует свои военные силы в целях расширения своих возможностей в современных военных условиях. Все эти меры со временем превратят Китай в потенциально грозного противника, в случае если Пекин решит, что есть помеха его интересам в регионе.
- Мы пристально следим за ситуацией в Тайваньском проливе накануне президентских выборов в стране, предстоящих в следующем месяце.
Политика китайского руководства, особенно неполный переход власти, повлияет на решение Китаем проблемы Тайваня в этом и последующих годах. Президент страны, он же лидер коммунистической партии Китая Ху Цзинь Тао все еще разделяет власть со своим предшественником на этих постах, Цзянь Цземинем, за которым по-прежнему остается основное руководство Центральным военным комитетом партии.
В России та тенденция, которую я обозначил в прошлом году - рецентрализация власти, осуществляемая президентом Путиным, за последние месяцы все больше давала о себе знать. Об этом говорят недавние выборы в Госдуму и неравная победа партии Единой России, организованной Кремлем, а также контроль государства за средствами массовой информации в стране.
Тем не менее, Путин делает заметные успехи. Экономическое развитие, даже если не принимать во внимание продолжающееся повышение мировых цен на нефть, впечатляет как в сфере ВВП, так и в деле продвижения рыночных реформ. Путин привнес некую стабильность на российскую политическую арену, которая долгие годы находилась в состоянии хаоса, а также возродил гордость россиян за место страны в мире.
В настоящее время Путин имеет лидирующие позиции в Думе, а сильные позиции националистических партий и исключение либеральных партий из ее состава может укрепить тенденцию к ограничению свобод гражданского общества, вмешательству государства в дела большого бизнеса и все большему утверждению России на постсоветском пространстве. Недавние попытки Кремля усилить роль государства в нефтяной сфере могут помешать инвесторам и ядерному сотрудничеству с Западом.
Нет оснований говорить о планах Путина смягчить свою твердую позицию в отношении войны в Чечне. Карательные операции, проводимые Россией, небезуспешны. Главным нововведением Путина является процесс передачи большей власти Чеченскому руководству в новом правительстве Ахмада Кадырова, а также то, что он уполномочил свои службы безопасности вести эти операции.
- Несмотря на то, что эта стратегия может ослабить российские позиции в Чечне, она вряд ли способствует решению проблемы.
Москва уже утвердилась в своем отношении к соседним странам - бывшим республикам СССР, таким как Грузия, Украина и Молдавия. В основном руководствуясь коммерческими мотивами, но подчиняясь при этом программе Кремля, российские компании увеличивают свое участие в соседних компаниях, особенно в атомной сфере.
Усиление позиций Кремля частично обосновано растущей уверенностью в военной мощи страны. Представляя собой лишь малую толику бывшей мощи, российские военные силы начинают отклонение от надира 90ых. Уровень подготовки, включая масштабные учения, а также затраты на оборону возросли.
Даже несмотря на это, мы считаем цели Москвы ограниченными. Россия в основном использует экономические мотивации и рычаги 'мягкого' руководства, такие как общая история и культура, для того, чтобы восстановить утерянную мощь и влияние. Путин делает ставку на относительную стабильность на российских границах, что немаловажно для сохранения хороших отношений с Америкой и Европой.
Российско-американские отношения по-прежнему содержат в себе элементы сотрудничества и соперничества. С учетом всего вышесказанного, все-таки в них больше от сотрудничества, но в следующем году появятся новые серьезные вызовы. Например, Россия все еще поддерживает размещение американских войск в Средней Азии в целях наведения порядка в Афганистане, но она все же настороженно относится к присутствию США на территориях, которые все еще считает своим уязвимым местом.