В течение последнего полувека арабы на уровне режимов и народов редко отзывались на международные проекты для региона. Не являлись исключением и проекты, исходившие от ООН, например, относительно арабо-израильского противостояния.
Они всегда вызывали опасение и абсолютное неприятие.
Регион Ближнего Востока всегда был и остается до сих пор инкубатором идеологических платформ для всех политических течений - светских, религиозных, националистических, социалистических.
Ближний Восток - район исторического противостояния. Мечтания, иллюзии воспринимаются здесь как истины. Идеализм олицетворяет здесь защиту прошлого, как формы существования и самобытности, защиты от мира, который своим материализмом угрожает религии и национальной сущности.
Именно с этой точки зрения следует понимать движение религиозного реформаторства в конце XIX века, возникновение национальных государств, идеи которых зародились в ходе военных переворотов, религиозную волну, которая охватила Арабский мир с начала 70 годов XX века.
Именно так были восприняты здесь резолюции СБ ООН, принятые после катастрофы июня 1967 года, именно так были восприняты глобализация и новый международный порядок. Мы читали в течение двух последних недель о потоке протестов и возражений относительно инициативы Большой Ближний Восток, которая базируется на двух проектах - проекте разрушения национальной и религиозной сущности региона и проекте лишения региона Ближнего Востока его исторических ценностей, обычаев и традиций.
Возникает естественная альтернатива: нам самим следует себя реформировать
Да, следует. Однако мы этого не сделали до сих пор. Как же нам себя реформировать, какие внутренние факторы ведут к реформе?
До сих пор регион находится во власти старых режимов, некоторые из них самовластны до такой степени, мы не можем разглядеть какие племена и народы населяют страны, которыми они правят, не видим предприятий, которые могут работать, не видим конституций, которым необходимо следовать, не видим законов, которыми управляется население и политики. Иной правитель презирает все республиканские традиции, придя к власти в результате военного или гражданского переворота, он готовится передать бразды правления своему сыну, не обращая внимания на конституцию, общественное мнение или мнения формально существующих политических партий. Такие правители распоряжаются государственным бюджетом, как своим кошельком, раздают высшие государственные должности своим родственникам и правят от имени партии, племени или военной хунты.
Иногда внутренний голос побуждает меня писать о причинах, которые не позволяют арабской нации разделять с остальным миром радость и горе, принимать участие в строительстве нового мира, политические, экономические, культурные и социальные черты которого не имеют никакого отношения к арабам.
Как можно оправдать наличие более семи триллионов долларов арабских средств, замороженных в международных банках, когда арабы умирают от голода, холода, насилия и гнета, страдают от безработицы, неразвитой системы здравоохранения и образования, архаичного транспорта, до сих пор используют для передвижения верблюдов, лошадей и тачки и пользуются примитивными почтовыми услугами. Если говорить о правах человека и политических свободах, то следует упомянуть политических заключенных, узников совести, аресты журналистов и общественных деятелей.
И при этом мы отвергаем любой проект реформ, заявляя, что мы сами должны себя реформировать!
Когда? Режимы не делают ничего для реформирования своих государств, стремясь только не допустить ограничения своей власти. Они заинтересованы в укреплении своей безопасности и обогащении путем расхищения государственного бюджета, получают взятки и комиссионные, даже залезают в фонды международной финансовой помощи, предоставляемой для проведения политических и конституционных реформ! До сих пор режимы спекулируют на теме палестинско-израильской борьбы, от реального участия в которой они отказались. А ведь эта борьба лежит в основе навязываемой извне политической реформы - инициативы Большого Ближнего Востока, цель которой присоединить иудейский Израиль к политической географии мусульманского Ближнего Востока.
Что действительно верно в призывах арабских режимов - это признание того, что мы сами заинтересованы в реформировании, признании того, что ситуация в арабском мире сложилась катастрофическая. Реформа является насущной необходимостью в силу того, что режимы культивируют отсталость как средство сохранения власти.
Арабский мир испытывает недостаток продовольствия. С 70-х годов прошлого века он признан районом дефицита продовольствия. А что сделали арабские режимы для решения этой проблемы: бедные или небогатые страны берут займы, структурируют долги, из последних сил выплачивают проценты по займам; богатые страны импортируют продовольствие. Несмотря на то, что большинство арабских стран расположены на берегах рек, в арабском мире существует проблема пресной воды, и не исключено, что в будущем нас ожидают 'водяные войны'.
А что сделали арабские режимы? Арабский мир испытывает острый недостаток средств общественного транспорта. Наглядный пример: в 50-е года в Ираке существовала система железнодорожного сообщения, охватывавшая практически все провинции страны. В 70-е осталось лишь два ежедневных поезда до Мосула и Басры. Некоторые арабские страны вообще не имеют железнодорожного сообщения. Что сделали арабские режимы и правительства? Они ввезли огромное число легковых автомобилей. В результате города арабского мира задыхаются от выхлопных газов, а улицы этих городов забиты автомобильными пробками.
Арабский мир переживает острый жилищный кризис, молодые люди вынуждены откладывать свадьбы, в маленьких и нездоровых жилищах теснятся огромные семьи. Что сделали арабские режимы для решения проблемы? Разрешили своим гражданам жить на кладбищах.
Арабский мир в целом страдает от отсутствия системы социальных гарантий, охраняющих детство, старость, решающих проблемы безработицы, отсутствия жилья, здравоохранения. Что сделали арабские режимы для решения этих проблем? Высшие чиновники и их семьи лечатся за рубежом.
Видя на улицах столиц кучи мусора, власти вопрошают: 'Что скажут о нас иностранные туристы?'. Однако сегодняшний турист хочет увидеть признаки демократии, свободы печати, соблюдение прав человека, борьбу с терроризмом, торжество конституции, свободные выборы. А что говорят высшие арабские чиновники?
На этот раз арабские режимы отказали иностранным туристам в праве увидеть то, что они хотят, поскольку это касается сердцевины режимов, их сущности и оправданий их существования.
Арабские чиновники проявляют заботу о чистоте на улицах столицы, поскольку эта чистота представляет отраду взору иностранного туриста, а не гражданина страны. Этот турист следует не только по центру города и останавливается в первоклассном отеле, он присутствует в доме, на кухне и в сейфе арабских режимов!
Проблема иностранного туризма раскрывает менталитет арабского режима. Арабский режим скрывает реальность, он позволяет туристу видеть красивый парк, разбитый перед окнами отеля. Турист не видит гор мусора, разбитых мостовых и тротуаров боковых улочек и переулков, не чувствует зловония - всего того, что находится в стороне от первоклассного отеля. Отель - туристу, а все остальное - жителю страны.
Однако и иностранный турист начал ощущать 'ароматы' переулков, в которых рождаются насилие, бедность, бесправие и где зарождается мечта о законности и всеобщем праве на труд без политических пристрастий и полицейского произвола. Иностранный турист уже чувствует проявления насилия против себя, боковые улицы и переулки нападают на туристический отель, который перестал быть безопасным прибежищем для туриста. И ответственность за это несут арабские режимы.
Мы остро нуждаемся коренных, радикальных переменах в полном смысле слова. И не потому что США желают этого, а потому что нам действительно необходимы перемены сверху донизу. Жители арабских стран в подавляющей своей массе отвергают перемены, поскольку воспринимают их как указание извне, а не как внутреннюю потребность. А изнутри мы способны лишь задействовать религию и национализм для защиты отсталости верхов и низов. Арабские идеологические движения, как религиозного, так и светского толка едины в полном отрицании любой реформы под тем предлогом, что она пришла извне. Можно наблюдать, например, как арабский марксист ссылается на Коран, чтобы оправдать создание единого фронта противодействия новым веяниям и сохранения старых порядков.
Реформа необходима всем, в том числе правящим и оппозиционным политическим партиям. Однако наше культурное и политическое наследство до сих пор питает всех идеями, чуждыми движению к демократии.