У нас нет доказательств, указывающих на то, что арабы начали воспринимать необходимость сплочения своих рядов перед лицом грозящей им внутренней и внешней опасности. На сегодняшний день особенно выделяются три проблемы.
Ирак считает жертвы после каждой кровавой трагедии, которые ставят страну на грань гражданской войны.
Что касается палестинцев, от которых отрекся мир, то они с полным отчаянием наблюдают, как глава израильского правительства Ариэль Шарон, предпринимает шаги к осуществлению своего плана по захвату 50% территорий Западного берега благодаря строительству (разделительной) стены позора. И движение за арабо-израильский мир представляется безнадежным в настоящее время или, по крайней мере, до конца этого года.
В это время президент Буш занят предвыборными играми, заслоняющими от американского общества катастрофическую войну Америки в Ираке. Он провозглашает мероприятия по демократизации 'Большого Ближнего Востока', вне зависимости от того, хотят ли это жители региона и его лидеры или нет.
Как это обычно бывает во время кризисов, взоры арабов обращаются к единственному арабскому национальному институту, который оставался неизменным в течение полувека, т.е. к Лиге Арабских Государств, основанной в 1944-1945 гг. Недавно было объявлено, что вопрос перестройки Лиги и ее органов будет главным пунктом в программе саммита лидеров арабских стран, которая состоится в Тунисе 29-30 марта. На встрече будут обсуждаться предложения об учреждении новых органов при Лиге - межарабского парламента и межарабского Суда справедливости, о придании решениям Лиги большей влиятельности, о дальнейшем претворении этих решений в жизнь вместо накапливания на них пыли, как это было в большинстве случаев до сих пор, и о том, чтобы сделать страны-члены Лиги и их руководителей ответственными за принимаемые ими же решения.
В этой связи Алжир выдвинул предложение о том, чтобы на пост генерального секретаря Лиги Арабских Государств, назначался бы гражданин той страны, где находится резиденция Лиги, которая была бы открыта любому арабу.
Таким образом, к встрече в верхах в Тунисе будет приковано большое внимание.
Опасности, грозящие Европе
Арабам следует внимательно следить за тем, как европейцы консолидируют свой континент и совершенствуют свою оборону, как они добиваются того, чтобы их голос был бы слышен в мире, как они напрочь исключили любую возможность войны друг с другом. В отличие от 'Большого Ближнего Востока', который остается фантастическим американским проектом, 'Большой Европейский союз' непрерывно развивается в сторону своего геополитического самоутверждения.
Однако европейцы также сталкиваются с опасными вызовами. Европейский союз, как все знают, с 1 мая этого года расширится с 15 до 25 членов, и это создаст большое количество проблем, требующих решения в ближайшие несколько лет. С расширением Союза на восток - с вхождением в него следующих государств (с севера на юг): Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Словении - Европа фактически приобретет новое политическое лицо, поскольку границы Союза растянутся на сотни километров на восток. И Россия это не приветствует.
Два недавно озвученные доклада с ясностью показывают, что перемены, в основном, коснутся двух государств - Польши и Германия. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил: 'Этот шаг является историческим, первый раз в современной истории Германия окажется в центре Европы без каких-либо угроз ее границам или без угроз, исходящих от нас окружающим'. Официальный представитель Польши, в свою очередь, заявил: 'Польша больше не будет сдерживающей силой между двумя большими государствами - Россией и Германией. В прошлом этот фактор создавал постоянную напряженность. Теперь Польша станет частью Союза, который состоит из государств-партнеров'.
В прошлом году была предпринята попытка разработать конституцию для новой расширенной Европы, которая, однако, пока не удалась. Необходимы будут дополнительные усилия и уступки, чтобы добиться принятия новой конституции.
Остается под большим вопросом способ управления этой огромной структурой; население входящих в нее государств достигает 450 млн чел. Этот вопрос затрагивает аспекты координации и объединения экономик и денежных единиц этих стран, а также рынков труда, налоговых органов, институтов исполнительной власти, политики в области здравоохранения и социального страхования, миграционного законодательства, законов, касающихся армии и полиции и множество других сфер. Также стоит вопрос о правах голосования и властных полномочиях каждого государства в рамках европейской союзной структуры. Прежде всего, это касается метода принятия общих решений, в особенности, в сферах внешней политики и обороны.
Тройственное лидерство
У каждой организации людей есть лидеры, и есть те, кто следует за ними. Без лидеров, которые определяют направление движения и ведут процесс вперед, невозможно осуществить что-либо. На основе этого принципа три больших государства союза - Германия, Франция и Великобритания - договорились о принятии на себя лидирующих функций. Они предостерегли друг друга от причинения вреда малым государствам. Португалия, например, высказала пожелание, чтобы конституция Евросоюза включала бы статью об абсолютном равенстве стран-членов союза, однако она пока этого не добилась.
Существуют сомнения относительно намерений трех больших стран создать руководящую структуру, которая стала бы основной движущей силой Союза. Конечно, большие государства отрицают подобное стремление. Тем не менее, они признали необходимость создания руководящей организации, которая бы она давала бы импульс Европу и Европейский союз.
И хотя у этих трех больших государств нет полного согласия по всем проблемам, их объединили мировые события.
Во-первых, им необходимо решить много сложных вопросов, связанных с расширением, в особенности, со способом достижения согласия в отношении перестройки институтов Европейского союза и будущей его конституции.
Во-вторых, им также необходимо преодолеть разногласия, возникшие в результате оппозиции Франции и Германии войне в Ираке, когда Великобритания выступила на стороне США. Сегодня все признают катастрофические последствия этой войны в отношении плана объединения Европы, поскольку, таким образом, были разбиты надежды на достижение консолидированной, общеевропейской внешней и оборонной политики в ближайшей перспективе. Ясно видно стремление Тони Блэра наладить связи с президентом Франции Шираком и канцлером Германии Шредером. Он сознает, что зашел далеко в своем следовании вашингтонским ястребам, и поэтому сейчас он пытается подтвердить свои обязательства в отношении Европы.
В третьих, эти три государства готовятся к возможным в этом году изменениям в США и России. Если Джордж Буш проиграет президентские выборы в ноябре, то состав американской администрации, во главе которой встанет Джон Керри, будет новым. В нее войдут новые люди, которые будут проводить новую политику как в отношении Европы, так и в отношении Ближнего Востока. И если будущая американская администрация не возьмется решительно за разрешение ближневосточной проблемы, Европейский союз будет вынужден заняться этим в одиночку, по крайней мере, в плане предотвращения эскалации насилия на европейском континенте. Европейские дипломаты уже сейчас изучают и оценивают возможные последствия этой опасности.
В России президент Владимир Путин благодаря заметному экономическому росту своей страны будет проводить более решительную внешнюю политику, в особенности, в отношении непосредственных соседей. Россия не желает отдаляться от Центральной и Восточной Европы. Как недавно заявил министр иностранных дел РФ Игорь Иванов: 'Наши политологи выражают озабоченность по поводу того, что Америка блокировала нашу страну. У нас есть национальная стратегия и реальные интересы в республиках бывшего Советского Союза'. Три большие европейские страны стремятся к тому, чтобы развитие противоречий с Россией не дошло до вооруженного противостоянии.
В-четвертых, мы видим реальный прогресс, который был достигнут в сфере европейской обороны, при этом Европейская военная организация, состоящая из 60 тыс военнослужащих, так и остается пока теорией. Создан только руководящий орган, а контингент еще не собран. Несмотря на это, три больших государства в прошлом месяце решили создать боевые группы, в каждую из которых войдет 1500 солдат, и которые могли бы проникнуть в любую точку мира в течение 15 дней, и осуществить там свою миссию за 30-90 дней. Подготовка этих боевых групп будет проходить в различных природных и климатических условиях.
Великобритания согласилась с тем, что Европе необходимо влияние для проведения политики независимой от НАТО и от своей старшей сестры Америки, особенно в том, что касается так называемых слабых стран.
В арабском мире также говорят о формировании тройственного союза Египта, Саудовской Аравии и Сирии, к которому присоединились бы и другие страны. В задачи этой организации будет входить принятие общих политических решений и проведение реформ. Несомненно, что в современных условиях слабости арабов, создание подобной организации приветствовалось бы, однако пока это находится на уровне разговоров. Чтобы осуществить европейскую модель, арабам необходимо быть готовыми к ее осуществлению.