В любой экономике, совершающей медленный переход от социализма к капитализму, могут происходить отклонения. В российской экономике их больше, чем в других. Понять, какие из этих отклонений уходят корнями в советскую эпоху, а какие появились после 1991 года - нелегкая задача. В докладе Всемирного Банка, проект которого был опубликован на этой неделе, делается попытка пролить свет на этот вопрос. Доклад может вызвать бурные дебаты о роли олигархов - промышленных магнатов, контролирующих большую часть экономики.
В докладе ставится вопрос, на который президент Владимир Путин очень хотел бы найти ответ: что нужно, чтобы российская экономика продолжала расти? Во время первого президентского срока г-на Путина дела в экономике шли хорошо, главным образом благодаря растущим ценам на нефть и преодолению последствий финансового кризиса 1998 года. Однако в настоящее время возникает необходимость в новых инвестициях и реструктуризации.
Одним из наследий коммунизма является наличие больших городов в отдаленных, холодных регионах, экономика которых зачастую зависит от огромных предприятий советских времен. Это, в свою очередь, означает, что российские предприятия слишком велики, чтобы быть эффективными: в стране нет, скажем, производителей автомобилей или энергетических компаний, состоящих из сетей заводов разумных размеров. Вместе с тем, в стране слишком мало предприятий малого бизнеса, у которых, по сравнению с крупными компаниями, возникает гораздо больше проблем с получением банковских кредитов и которым гораздо труднее бороться с преступным сообществом и с коррумпированными чиновниками.
Еще одним слабым местом экономики является ее зависимость от природных ресурсов, особенно от нефти. Согласно другому исследованию Всемирного Банка, проведенному в этом году, доля энергетического сектора в валовом внутреннем продукте, которая официально составляет 9 процентов, на самом деле приближается к 20 процентам. Такое богатство может таить в себе смертельную опасность, говорится в докладе. Федеральное правительство слишком часто пускает нефтяные прибыли на помощь местным властям, которые используют эти средства для борьбы с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест.
Ничто из вышеперечисленного не вызывает удивления. Главной новизной в докладе является анализ концентрации собственности, произошедшей вследствие неправомерных приватизация 1990-х годов, когда многие олигархи приобрели свои компании за крошечную долю того, что они стоят в настоящее время. Эти компании горой возвышаются над всеми остальными: на десять крупнейших групп приходится около 60 процентов российского рынка ценных бумаг; в последние годы такая концентрация наблюдалась только в Индонезии в эпоху правления Сухарто (Suharto). Олигархи подвергаются атаке со стороны г-на Путина: один из них, Михаил Ходорковский, был арестован в октябре прошлого года и содержится в тюрьме. Их защитники говорят, что олигархи делают все возможное для укрепления и модернизации российской промышленности. А что говорят фактические данные?
Авторы доклада проводили исследования по всей России, чтобы составить "первую детальную базу данных" зачастую довольно запутанных структур собственности, и сравнить ее с экономическими показателями. Они выяснили, что, как и следовало ожидать, крупные финансово-промышленные группы (авторы избегали несущего негативную окраску слова "олигархи") и иностранные собственники инвестируют больше средств, чем правительство или другие собственники. Но это относится главным образом к энергетическому сектору, в других отраслях разрыв совсем невелик. Многие магнаты расширяют сферу своей деятельности, проникая в другие отрасли промышленности, однако, судя по всему, они управляют своими компаниями не более эффективно, чем другие собственники.
Затем авторы доклада сопоставили базу данных с региональными законами, которые предоставляли отдельным компаниям льготы, например, налоговые послабления. В результате появился список из 25 регионов (из 89 в целом), которые находятся под влиянием одной или нескольких крупных компаний. На самом деле, у олигархов гораздо меньше шансов получить льготы, чем у остальных собственников. Однако когда они их получают, они извлекают гораздо больше выгоды, чем другие собственники, и в результате другой местный бизнес страдает больше.
Так как права собственности часто держатся в секрете, некоторые данные впервые проливают свет на истину. Однако доклад является ясным доказательством необходимости облегчения жизни мелкого и не связанного с энергетикой бизнеса. Сейчас, когда страна получает высокие прибыли от продажи нефти, наступил подходящий момент для снижения налогов и сокращения бюрократии, для борьбы с коррупцией, укрепления антимонопольного законодательства, инвестиций в инфраструктуру и так далее. Это вполне обычные рекомендации - однако их необходимо выполнить для того, чтобы покончить с зависимостью России от малого количества источников роста.