Россияне, желающие разобраться в происходящей в их стране борьбе за власть, более не следят за парламентскими дебатами или перестановками в Кремле. Уже не в первый раз в российской истории крупнейшие битвы ведутся в судах и тюремных камерах. Уголовное дело против одного из богатейших людей России, Платона Лебедева, 15 апреля было направлено в суд, а в это время его партнер по бизнесу, бывший руководитель нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский подогрел политический интерес к своей персоне, опубликовав ряд статей, находясь за решеткой.
Оба бизнесмена обвиняются в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, и оба заявляют, что они невиновны. Многие считают, что эти обвинения были выдвинуты для того, чтобы наказать г-на Ходорковского и его окружение за нарушение установленного г-ном Путиным правила: олигархи не должны заниматься политикой, если они хотят, чтобы государство не вмешивалось в их бизнес. В этом нет ничего неожиданного. На самом деле, настоящей загадкой для россиян является ответ на вопрос, что же в действительности имеет в виду г-н Ходорковский, из тюрьмы призывая россиян простить друг друга и сотрудничать на благо родины. Означают ли это, что у сорокалетнего нефтяного магната есть новая стратегия будущего России, которую он хочет претворить в жизнь? Или г-н Ходорковский подчинился Кремлю в рамках некоторой крупной сделки? Одним из посланий г-на Ходорковского было письмо, опубликованное в марте в деловой газете "Ведомости". Статья возлагает вину за проблемы России на "либералов", которым в 1990-е года принадлежала политическая и экономическая власть; и призывает компании платить больше налогов, чтобы придать идее приватизации более законный вид. Также он наполовину поддерживает г-на Путина, говоря, что он более либерален и демократичен, чем семьдесят процентов россиян.
Однако адвокат олигарха Юрий Шмидт говорит, что не следует воспринимать слова г-на Ходорковского как раскаяние. "Я не заметил в статье раскаяния и готовности к компромиссу, которые были замечены таким большим количеством ультра-либералов", - сказал г-н Шмидт.
Если и была заключена какая-либо сделка, то в Генеральной прокуратуре, по-прежнему желающей довести дело Ходорковского до суда, нет никаких признаков этого. Некоторые опасаются более масштабной "охоты на ведьм" в отношении могущественных магнатов. Однако г-н Путин утверждает, что он преследует только нарушителей закона, а не свободное предпринимательство.
У Кремля есть инструменты, с помощью которых он может оказывать давление на бизнес, если ему это станет нужно. Это хорошо видно из дела г-на Лебедева: деловая практика, в которой он обвиняется прокуратурой, была распространенным явлением в середине 1990-х годов. Если г-н Лебедев виновен, то к этой категории можно отнести подавляющее большинство российских капиталистов той эпохи.
Однако в настоящее время инвесторы восхищены российским экономическим ростом, поддерживаемым высокими ценами нефть, и не имеют опасений в отношении политического будущего. Пять месяцев назад по всему российскому рынку, как и по ЮКОСу, был нанесен удар арестом г-на Ходорковского и тем, что план слияния ЮКОСа с компанией "Сибнефть" оказался под угрозой из-за интриг Кремля. (Председатель правления ЮКОСа Семен Кукес заявил 14 апреля, что слияние будет доведено до конца, если какая-либо заинтересованная сторона не выдвинет официальных возражений.) В последние дни индекс РТС уверенно рос, а акции ЮКОСа приблизились к уровню, на котором они находились до ареста г-на Ходорковского. Это очень хорошие показатели для компании, основной акционер которой находится в тюрьме по обвинениям, по которым он может быть лишен свободы на 10 лет. Может быть, инвесторы думают, что у него также есть хорошие шансы стать через десять лет президентом России.