22 апреля 2004 года. Скандал вокруг бывшей программы Организации Объединенных Наций (ООН) для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие" начал разгораться как раз в тот момент, когда администрация Буша-младшего (George W. Bush) вознамерилась просить ООН взять себе более значимую роль в этой стране.
Выбор времени для этого скандала не мог быть более неподходящим. Администрация Буша-младшего недавно одобрила предложение о более тесном участии ООН в определении политического будущего Ирака. Этот план, подготовленный специальным посланником США в Ираке Лакдаром Брахими (Lakhdar Brahimi), позволил бы ООН, консультируясь с Америкой, выбирать министров для управления Ираком после передачи суверенитета 30 июня с.г. Однако именно в тот момент, когда администрация Буша-младшего и ООН начали налаживать отношения, стали множиться инсинуации о крупной афере в бывшей программе ООН для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие". В среду 21 апреля Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию, которая требует от всех членов ООН сотрудничать с официальным расследованием этого дела, которое возглавил Пол Волкер (Paul Volcker), бывший глава Федеральной резервной системы Америки.
Программа "Нефть в обмен на продовольствие" была начата в 1996 году, чтобы дать возможность Ираку, опустошенному многими годами санкций, продавать свою нефть в обмен на гуманитарные поставки, главным образом продовольствия и медикаментов. Этой программой руководил Секретариат ООН; контроль за ней осуществляли члены Совета Безопасности ООН. Частенько ее называют крупнейшей гуманитарной программой в истории, которая позволила поставить в Ирак товаров на общую сумму более 30 млрд. долл. США. Эта программа была завершена в 2003 году, после того как в результате войны режим Саддама (Saddam) был свергнут.
Утверждения о махинациях при осуществлении данной программы не новы: Великобритания и Америка сетовали на это еще до войны. Но ширина и глубина якобы совершенного мошенничества сегодня далеко превосходят все, о чем можно было думать в то время. В январе независимая иракская газета "al-Mada" опубликовала перечень из 270 имен (отдельных лиц, компаний и организаций), который, как она утверждает, был найден в документах иракского министерства по нефти. Как было заявлено, эти физические и юридические лица получили в соответствии с вышеуказанной программой нефтяные контракты либо в благодарность за политическую поддержку Саддама и за то, что закрывали глаза на коррупцию, либо как плату за нелегальный импорт товаров. Те, кому были отданы эти контракты, могли затем продать их законным торговцам нефтью. Эта схема, надо полагать, позволяла ее участникам говорить, что они никогда не брали денег у иракского правительства. В списке тех, кто имел от этого барыши, числятся один высокопоставленный чиновник ООН и высокопоставленные французские, индонезийские и российские политики. Однако документы, на которых базируется этот перечень, еще предстоит проверить на аутентичность.
В дополнение к утверждениям, что через нефтяные контракты Саддам покупал политическую поддержку, сегодня дело выглядит таким образом, что сам режим Саддама получил огромные доходы от этой схемы. Бюджетное управление (General Accounting Office, GAO) конгресса США в прошлом месяце сообщило, что цены на импортировавшиеся в Ирак гуманитарные товары были завышены примерно на 10%. Это позволяло иракскому режиму продавать на 10% больше нефти, чтобы платить за импорт, и откладывать для себя излишки денег. В дополнение GAO заявило, что режиму удалось в обход программы нелегально продать нефти на сумму свыше 5 млрд. долл. США. В целом правительство Саддама получило от своих мошеннических действий почти 10 млрд. долл. США.
Эти утверждения привели к тому, что стали показывать пальцем на конкретных виновников. Ричард Лугар (Richard Lugar), глава сенатской комиссии, которая проводила одно из трех расследований этого дела, затеянных конгрессом США, 7 апреля с.г. сказал, что для того чтобы провернуть эту аферу, Саддаму нужна была помощь членов Совета Безопасности ООН. Французский посол в Америке Жан-Давид Левит (Jean-David Levitte) в ответ заметил, что Америка была представлена в Комитете ООН по санкциям в отношении Ирака, который одобрял все контракты. Посол Америки при ООН Джон Негропонте (John Negroponte) признал, что, участвуя в работе этого комитета, Америка думала больше о том, чтобы не пропустить в Ирак товары военного назначения, чем о коррупции. Правящий совет Ирака, со своей стороны, проводит собственное расследование через консультативную компанию KPMG.
И все это происходит в деликатный момент, когда Америка надеется, что новая резолюция ООН по Ираку сможет убедить больше стран послать свои войска или предложить финансовую помощь. Примирение между США и ООН дается трудно после решения администрации Буша-младшего начать войну без одобрения и поддержки этой международной организации, принимая во внимание также сохраняющуюся подозрительность США к политике многосторонних действий. Консерваторы в конгрессе США и журналисты правого крыла давно уже предостерегают против того, чтобы давать ООН более масштабную роль в Ираке. Если верить этим критикам, ООН в лучшем случае неэффективна, в худшем - коррумпирована, а Совет Безопасности ООН является непредставительным пережитком 1940-х годов, где Франция и Россия пользуются правом вето, несмотря на то, что они уже выпали из обоймы глобально важных держав, в то время как крупные игроки на мировой арене вроде Японии, Германии, Индии и Бразилии напрасно требуют себе таких же привилегий.
Более того, противники возлагают на ООН вину за ряд жалких гуманитарных провалов, от Руанды до Боснии. Не далее как на этой неделе от заседания Комиссии ООН по правам человека был утаен доклад о "царстве террора", которое правительство Судана установило в западном регионе Дарфур (Darfur). Это было сделано потому, что ООН только накануне получила разрешение посетить Дарфур. Правозащитные организации обвиняют Судан в манипулировании ООН в интересах того, чтобы выиграть время.
Из тех, чьи имена прозвучали в ходе расследования нарушений по программе "Нефть в обмен на продовольствие", мало кто, если вообще кто-то сумеет выйти сухим из воды. Г-н Волкер надеется представить обновленные данные расследования через 3 месяца. Он сказал, что, если обвинения найдут подтверждение, будет лучше "как можно быстрее вытащить их и прижечь рану раскаленным железом". Принимая во внимание глубину раскола в "объединенных" нациях, это выглядит оптимистичным.