Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политический баланс

Как расширение изменит расстановку сил в ЕС в решении самых важных вопросов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В основном новые члены Евросоюза готовы поддержать проект европейской конституции. Однако мало кто из них сделает это с большим энтузиазмом, и Польша проявит его в меньшей степени. Она представляет собой самого серьезного противника для конституции уже в силу того, что является самой большой по численности населения страной среди новых членов. Кроме того, она хочет занимать ведущее положение в Евросоюзе наряду с Францией, Германией и Великобританией

Расширение Европейского Союза, которое должно состояться 1 мая, окажет значительное влияние на политику единой Европы в ряде сфер. Ниже мы рассматриваем наиболее важные их них:

Федерализм

В основном новые члены Евросоюза готовы поддержать проект европейской конституции. Однако мало кто из них сделает это с большим энтузиазмом, и Польша проявит его в меньшей степени. Она представляет собой самого серьезного противника для конституции уже в силу того, что является самой большой по численности населения страной среди новых членов. Кроме того, она хочет занимать ведущее положение в Евросоюзе наряду с Францией, Германией и Великобританией. Если Польша примет конституцию в нынешнем варианте, то потеряет большую часть своего влияния, которое приобрела после подписания договора в Ницце: она имела почти столько же голосов при принятии совместного решения Европейского Союза, как Германия, численность населения которой более, чем в два раза превышает численность населения Польши.

Польша и Испания, которая является ее союзником в вопросах определения количества голосов, намекают с декабря (когда были начаты разговоры о конституции), что они, возможно, готовы пойти на компромисс в этом вопросе. Однако Польша не собирается сдаваться без боя. Она уже доказала, что может проявлять такое же упрямство, как и Великобритания, Дания или Греция. И даже после того, как проект конституции будет согласован, ему надо будет получить одобрение на референдумах во многих государствах, как старых, так и новых членах ЕС, и совсем не очевидно, что будет достигнут успех. Польша среди тех стран, которые с большой степенью вероятности скажут 'нет' на всенародном голосовании.

Небольшие государства, вступающие в ЕС 1 мая, скорее всего, поддержат сильную Европейскую Комиссию, исполнительный орган ЕС, которая рассматривается в качестве гаранта прав маленьких государств. Однако идеология новых членов отлична от федерализма. Напротив, они поставят международное сотрудничество выше национальных интересов, только если им это будет выгодно. Нынешние члены ЕС озабочены тем, что включение новых десяти стран, каждая из которых будет иметь право вето в решении некоторых важных вопросов, приведет к тому, что процесс принятия решения в ЕС окажется в тупике.

Однако Хезер Грабби (Heather Grabbe), представляющая аналитический Центр Европейского Реформирования (Centre for European Reform), в своей последней работе* высказывает мнение, что независимо от идеологических предпочтений старых и новых членов расширение будет означать возникновение практических трудностей, что приведет к вынужденной, еще более тесной интеграции. Например, обеспечение безопасности в пределах новых границ Европейского Союза, расширившихся далее на восток, потребует расширения сотрудничества органов правосудия и внутренних дел.

Международная политика

Вследствие жизненного опыта, накопленного при коммунистах, большинство новых членов скептически настроены в отношении России, и в то же время гораздо теплее относятся к Америке и НАТО, чем существующие члены. Отсюда и возникает озабоченность по поводу того, что их 'атлантическая' направленность приведет к усилению расхождений в позициях стран-членов Евросоюза (например, по таким вопросам, как иракский). Новые члены ЕС рассматривают НАТО в качестве основного гаранта их безопасности, и будут пытаться воспрепятствовать созданию Европейских вооруженных сил, в результате которого необходимость в силах Альянса отпадет, потому что Европейские ВС будут их дублировать. А вследствие того, что вопросы международной политики и политики в области безопасности решаются единогласно, новые члены смогут заблокировать такие предложения.

Однако с другой стороны новички смогут оказать поддержку в области международной политики ЕС. В большинстве они разделяют взгляды европейцев (отличные от американских) по таким вопросам, как Международный уголовный суд (International Criminal Court) и положения Киотского протокола об изменении климата. Также они будут пытаться использовать помощь и влияние ЕС для того, чтобы стабилизировать свои отношения со странами, не входящими в ЕС к востоку и югу от границ Единой Европы. ЕС продолжает предпринимать попытки включения в свой состав России, а также Украины (которую находящаяся по соседству Польша особенно рада видеть в общем с ней табуне).

Сельское хозяйство и поддержка регионов

Часто говорят, что в центральной и восточной частях Европы преобладающей отраслью экономики является сельское хозяйство, в результате чего делаются выводы о том, что новые члены на замедлят начать битву за щедрое финансирование, предоставляемое в рамках Совместной Аграрной Политики (Common Agricultural Policy). Однако это не совсем так. Пятая часть поляков работает на земле, что гораздо больше, чем в других новых членах, таких как Кипр, Чехия, Словакия, Эстония и Венгрия, в которых сельским хозяйством занимается не более 7% населения.

Некоторые более богатые существующие члены, такие как Германия, Голландия и Великобритания, предлагают свернуть бюджет Евросоюза до 1% от совокупного ВНП всех стран-членов. Такие ограничения будут означать, что каждый евро, потраченный на сельское хозяйство, будет взят откуда-то еще - к примеру, из помощи регионам. Польша, по-видимому, встанет на сторону Франции в этом вопросе и будет противиться снижению уровня финансирования САП, и этот союз сделает реформу САП - согласно которой предусматривается предоставление фермерам помощи в объеме 50 миллиардов евро (60 миллиардов долларов) в 2004 году - по меньшей мере, сложной для проведения.

Помощь бедным регионам также является важным вопросом, требующим вливаний из бюджета в размере 34 миллиардов евро в этом году. Однако первоначально эта помощь будет поступать новым членам в виде мелкого ручейка, а не мощного потока. Испания, которая на данный момент является самым большим получателем такой помощи, постарается оставить за собой столько, сколько сможет. Некоторые из новых членов уже достаточно богаты - Словения имеет более высокие показатели, чем Греция - самый бедный член из уже существующих. Быстрорастущие новички, вероятно, вскоре будут с нежеланием относиться к тому, что им придется финансировать своих менее конкурентоспособных соседей.

Расчет новых членов на финансовую поддержку составит, вероятно, слабую их сторону, когда возникнут вопросы о политике ЕС в их отношении. Некоторые из них так страстно стремятся получить региональную и сельскохозяйственную помощь, что готовы капитулировать по ряду других вопросов в обмен на продолжение финансовой щедрости.

Экономическая политика

Говоря в общем, новые члены беднее и более ориентированы на сельское хозяйство, однако их экономики имеют большие темпы роста вследствие либеральной политики и низких цен. У Ирландии и Греции они научились тому, что сама по себе помощь не сделает страну богаче - оба государства получили большие подачки, но в то время как Ирландия представляет собой пример самого успешного государства в ЕС, Греция всех разочаровала. 'Кельтский тигр' в придачу к финансированию ЕС создал более благоприятную среду для бизнеса - низкие налоги, дешевую рабочую силу и отсутствие бюрократии, - и чудо произошло. И наиболее умные из новичков, такие как либеральная Эстония и Словакия, в которой низкие налоги, сделали примерно то же самое.

Небольшие и сообразительные новички поддерживают 'Лиссабонский протокол' - программу, которая предписывает странам Европейского Союза выполнять различные меры по обеспечению гибкости и конкуренции. Они будут противостоять всем попыткам как новых, так и старых членов привести к общему знаменателю налоги и трудовое законодательство. И в этом они найдут себе сильных союзников в странах свободной экономики, таких как Великобритания и Ирландия. Принимая во внимание, что вопросы налогообложения должны решаться единогласно, они, вероятно, получат то, что хотят.

Новые члены имеют много общего с торговцами социальными благами, которые управляют Германией и Францией. Например, Польша продолжает выбрасывать огромные средства на такие 'скрипучие' сферы экономики, как социальное обеспечение и здравоохранение, в результате чего имеет дефицит бюджета как раз на такую сумму. И это не единственный новичок, у которого проблема с финансами: в прошлом году Венгрия, Чехия, Кипр и Мальта также имели дефицит более 3%, установленных в качестве предельной границы в пакте ЕС о стабильности и росте. Принимая во внимание, что дефицит бюджета в этих странах остается на высоком уровне, они, также как и Франция и Германия, вероятно, будут противиться ужесточению положений этого пакта.

* 'Европейское созвездие: Как расширение изменит ЕС', Хезер Грабби, Центр Европейского Реформирования, апрель 2004 года ('The constellations of Europe: How enlargement will transform the EU', by Heather Grabbe. The Centre for European Reform. April 2004).