Вчера компания 'Disney' запретила выход на американские экраны антибушевского фильма, поставленного режиссером Майклом Муром (Michael Moore), чье творчество неизменно вызывает противоречивые оценки. '11 сентября по Фаренгейту' (Farenheit 9/11) преподносится как фильм-расследование о связях между семьей Бушей и саудовской верхушкой, в том числе Бен Ладенами. Высокопоставленный сотрудник компании оправдывает это решение тем, что фильм может быть воспринят как оскорбление американской семейной аудиторией, которой традиционно адресуется продукция 'Disney'. 'Ни одна крупная корпорация не пожелала бы оказаться втянутой в крайне острые партийно-политические баталии', - отметил в интервью 'New York Times' анонимный представитель компании.
Явно наслаждаясь своим конфликтом с двумя мощнейшими символами Америки - президентом Джорджем У. Бушем и 'Disney' - г-н Мур вчера вечером пообещал своим поклонникам, что, невзирая на запрет, у них будет возможность насладиться фильмом. Вечный критик современной Америки заверил их, что 'теперь они уже ничего не могут поделать: фильм готов, он получился потрясающим, и, в конце концов, мы живем в свободной стране'.
Премьера '11 сентября по Фаренгейту' состоится в этом месяце на Каннском фестивале. В показанных коротких отрывках режиссер демонстрирует свой фирменный трюк' - без приглашения является в официальные учреждения, например в конгресс или посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне, и отказывается уйти, пока его не примут.
В последнее время г-н Мур буквально помешался на вопросе о связях Бушей с правящими классами Саудовской Аравии, особенно в связи с тайным бегством членов семьи Бен Ладенов из Америки в сентябре 2001 г.
Считается, что новый фильм также содержит интервью с американскими солдатами в Ираке, которые критикуют войну. В письме к 'друзьям', размещенном вчера на вебсайте г-на Мура, выражается недовольство тем, что режиссер по-прежнему сталкивается с 'серьезными цензурными ограничениями'. Там говорится: 'Эта борьба, которая продолжается уже почти год, служит уроком того, как трудно в нашей стране создать произведение искусства, способное расстроить тех, кто стоит у власти (ну, ладно, извините - которое НАВЕРНЯКА расстроит их, и еще как)'.
'Disney' участвует в проекте через свой филиал - фирму 'Miramax', основанную в 1979 г. Генри Вайнстайном (Henry Weinstein) в качестве независимой кинокомпании, но ныне входящую в состав 'Дома Микки Мауса', как прозвали 'Disney'.
'Disney' обладает правом вето на прокат фильмов 'Miramax' в США; за свою, пусть и косвенную, роль в создании '11 сентября по Фаренгейту' компания подвергается жесткой критике со стороны правых. Принадлежащая Мелу Гибсону (Mel Gibson) фирма 'Icon Production', ранее оказывавшая компании поддержку, в прошлом году прекратила финансирование фильма.
В связи с решением 'Disney' перед г-ном Муром и г-ном Вайнстайном возникает дилемма: искать другого американского прокатчика для фильма и смириться с сокращением прибыли, или вступить в длительную судебную тяжбу с 'Disney'.
Однако пятидесятилетний режиссер просто в восторге от рекламы, которую ему создал нервозный поступок 'Disney', а возникшая в результате ссора может только сыграть ему на руку.
Подобные же споры три года назад сопровождали публикацию его книги-бестселлера 'Глупые белые люди' ('Stupid White Men'), совпавшую по времени с терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Издательство 'HarperCollins', принадлежащее Руперту Мэрдоку (Rupert Murdoch) потребовало внести изменения в ее текст. Но г-н Мур твердо стоял на своем, и книга - как и его следующее произведение 'Где моя родина, приятель?' ('Dude, Where's My Country?') - стала мировым бестселлером.
Его последний фильм - 'Боулинг для 'Колумбины'' ('Bowling for Columbine') - сатира на пристрастие Америки к оружию, принес 12,3 миллионов фунтов в американском прокате. Получая 'Оскар' за этот фильм, режиссер напевал со сцены: 'Стыдитесь, мистер Буш, стыдитесь'.