Благодаря просочившимся фотографиям и свидетельствам очевидцев стало ясно, что целью происходившего в Абу Грейб было унижение заключенных, а не получение сексуального удовольствия американскими охранниками - мужчинами и женщинами. Явное выражение счастья, написанное на лицах американцев, указывает на садистский характер совершаемых ими действий, что в действительности характерно для контингента оккупационной американской армии в Ираке в целом, а не только для персонала тюрьмы Абу Грейб.
В предыдущей статье нашей газеты на эту тему автор объяснил переворот в американском общественном мнении относительно фактов пыток убеждением американцев, что пленные должны пользоваться правами человека, поскольку они уже покинули поле боя. Он привел пример боксерского ринга, внутри которого можно обмениваться ударами в соответствии с определенными правилами, и нельзя - за его пределами, поскольку это уже становится нападением, а не спортивным состязанием. Но этот пример не совсем подходит для Ирака. Агрессия против государства, а потом его оккупация не дает захватчикам права убивать мирное население оккупированной страны, к тому же иракцы, в том числе военные от простого солдата до генерала, были втянуты в военное противостояние с Соединенными Штатами, которого они не хотели. Существует, конечно, предположение, что Саддам Хусейн желал этой войны, однако это спорное предположение, которое опровергается многочисленными доводами.
Негодование общественного мнения в Америке, вызванное событиями в тюрьме Абу Грейб, не означает, что оно должно соглашаться с тем, что творилось во время самой войны. С одной стороны, был создан американский информационный орган, имеющий целью скрыть все, что могло бы вызвать возмущение американцев во время войны и который не освещал хода военных действий и не давал детальных подробностей военных операций. С другой стороны, большая часть того, что знают американцы об этой войне, это то, что это - война за освобождение Ирака и уничтожение ненавистного режима, который угрожает мирным гражданам и даже грозит самой Америке. Поэтому им была необходима 'справедливая' война, санкционированная американскими налогоплательщиками, направившими туда своих сыновей и братьев с целью выполнения задачи, обращенной во благо человечества, защиту американцев и других мирных граждан.
Общественное мнение в Америке взволновали лишь некоторые события, которые происходили и происходят в Ираке. Возможно, это были, в основном, вызывающие отвращение безобразия, однако, конечно же, все остальные события, которые происходили и происходят в Ираке, не есть благо, и рядить их 'в одежду' невиновности и справедливости неверно и фальшиво. Если администрация Буша достигла успеха в убеждении свои граждан в этом, то нет необходимости нам убеждать в этом самих себя.
Но я соглашусь с автором предыдущей статьи в том, что в результате у него получилось удручающее сравнение ценностей, в которые верят американцы и арабы, руководство и народы. Самообман и иллюзии американского общественного мнения в отношении справедливости оккупации Ирака в то же время считаются показателем ценностей, в которые верит этот народ. Если бы это было не так, то американское общественное мнение выступило бы против этой войны с самого начала и вынудило бы Белый Дом отказаться от ее развязывания.
Что касается того, что американское общественное мнение было одурачено информационно и политически, то это другая проблема, и она нами не рассматривается. Но в арабском мире эта ситуация взывает к стыду и к горечи, и нет нам прощения из-за нашего невежества в отношении проблемы, стоящей перед нами со всей ясностью годы, и даже десятилетия. Это касается в равной степени как Ирака, так и других арабских стран. Люди, которые поддерживали Саддама, потом радовались избавлению от него, энергично стремясь к свободе. Затем они же ощутили дрожь, когда американский солдат открыл люк ямы, в которой скрывался Саддам, как если бы был обнаружен не один Саддам, а они все.
Это - парадокс, и, к сожалению, он относится не только к коридорам власти, но и к народу. И не будет преувеличением сказать, что если бы это явление не шло снизу, то оно не достигла бы верха, и наше руководство не могло бы использовать его и нас.