Нынешняя республиканская вашингтонская администрация справедливо обвиняется в том, что она не разбирается в арабских проблемах и не понимает чаяний арабских народов. Президент Буш не следит за новостями, опасаясь того, что они нарушат его 'ясные мысли', т.е. его неведение.
Вероятно, некоторые люди из его окружения не читают сообщений о положении дел в нашем регионе, нарушая свои элементарные служебные обязанности. А ведь американской администрации надо всего лишь уважительно относиться к арабским странам и народам, строго соблюдать законность и уважать международное законодательство, даже при наличии особых отношений с Тель-Авивом.
Однако это - сознательное неведение, а не недопонимание. Трудно предположить, что влиятельные круги в Вашингтоне, в том числе Белый дом, находясь в эпицентре технологической революции средств связи, не имеют доступа к информации, даже если президент не любит ничего читать. Функции правителя Белого дома неакадемичны и безыдейны. Но Буш превзошел своих предшественников и сверстников в нелюбви к чтению. Чтение оказалось ему ненужным.
Вышеозначенное игнорирование событий проявилось с момента вступления президента в должность. Он не отдавал приоритет Ближнему Востоку. Однако ему пришлось это сделать после начала интифады осенью 2000 г. Израильской партии Ликуд не удавалось создать крепкий союз со своими американскими коллегами - неоконсерваторами в министерстве обороны и конгрессе до атак 11 сентября. После 11 сентября правые обрели 'видение', и президент настоял на принятии этого видения: терроризм, по определению, является арабским и исламским и что его источники скрыты в нашем регионе, и что борьба с ним имеет первостепенное значение.
Всем мусульманским или арабским экстремистам и политическим деятелям американская администрация с подачи Ликуда поставила клеймо 'террорист'. С этого момента арабы оказались в положении обороняющихся. Все арабские страны сотрудничали с администрацией Буша в области безопасности с целью поимки 'Аль-Каиды' и ее союзников. Однако это им не помогло. Было объявлено, что именно мусульманское вероисповедание питает терроризм, направленный против христианско-иудейской цивилизации.
С этого времени арабские страны, а вместе с ними и другие государства мира, утратили общий язык с неоконсерваторами, обнаружившими в терроризме идеологический потенциал, который можно использовать в стратегических целях. Несмотря на общеарабскую поддержку американской кампании в Афганистане, которая не достигла своей цели ликвидации терроризма, вторая фаза операции была организована уже в Ираке. Сейчас на Ближнем Востоке идет война, и есть многочисленные жертвы в результате проводимых так называемых миротворческих операций. И об этом известно Шарону и его союзникам в администрации США.
Это - известные факты, на объяснение которых уже потрачены литры чернил. Саммит в Бейруте не увенчался успехом, так же как и саммит в Шарм эль-Шейхе. Арабские государства не смогли выработать какого-либо серьезного документа, который американская администрация приняла бы во внимание. Более того, она направила в Ирак своих генералов выполнять свою работу. Приоритет борьбе с терроризмом отдан Шарону, и все его злодеяния признаются мерами по защите безопасности Израиля.
В последние месяцы тональность речей смягчилась, однако их смысл не изменился. Террористы с Ближнего Востока творят в США, что хотят, а, значит, это государство так же имеет право свободно действовать в арабском мире и попирать суверенитет арабских стран.
Возможно, в результате напряженных дипломатических усилий и стараний короля Иордании активности США будет положен предел, однако американская администрация продолжает настаивать на своей особой роли в решении проблемы. И эта борьба означает ведение длительных войн, разрушение тысяч домов на Западном берегу и секторе Газа.
Острота вооруженного противостояния в Ираке, естественно, сыграла свою роль в смягчении тональности речей и признании роли ООН. Однако только сами американцы будут решать, захотят ли они вывести свои войска из Ирака или нет, так же как только сам Шарон определит свое отношение к осуществлению плана 'Дорожная карта', т.к. его расплывчатое обещание о выводе войск из Газы прозвучало как дарование великой милости палестинцам. Однако, к сожалению, его слова расходятся с делом - он разрушает дома на оккупированных территориях.
Эти события, которые могут иметь продолжение, произошли на фоне подготовки к арабскому саммиту, а после того, как его перенесли на другой срок, началась серьезная подготовка к его проведению в Тунисе. Нет доказательств давления США, что касается созыва саммита или отказа от него. О, если бы дело так!.. Потому что если бы подобное давление было бы правдой,
это означало бы, что нынешняя американская администрация считается с арабами, и в то же время предваряет саммиты своими указаниями, с тем, чтобы арабские лидеры принимали решения в русле политики Вашингтона. Однако любому понятно, что американская администрация не обращает внимания на арабские саммиты. Лишь в случае необходимости официальный представитель Белого дома или госсекретарь ограничиваются формальным заявлением о саммите. США желают проводить свою политику в регионе, и арабские столицы вновь с нетерпением будут ждать прибытия американских эмиссаров.
Повторяясь, нужно сказать, что если эта 'злополучная администрация' игнорирует устремления и чаяния арабов, то арабским лидерам необходимо осознать, что они лучше других понимают эти стремления, и начать воплощать их в жизнь. Это требует корректировки политического языка в переговорах с администрацией в оставшиеся несколько месяцев ее пребывания у власти. А с общественным мнением Америки надо говорить дружеским языком. Не следует использовать язык устаревших дипломатических форм, которые не слышны.
Несколько стран мира, считающихся друзьями США, используют подобный ясный язык, который выражает уважение к оппонентам. Пример этому - Турция и даже Турция-Кипр. Сейчас в тех, кто ждет окончания правления Буша, живет надежда на то, что зло уйдет вместе с этим президентом, который ничего не понимает в арабском мире, и не обнаруживает желания или расположения чему-то научиться. Следует сказать, что широкие слои американского общества не знают масштаба ущерба, который нанесли правительства США, и в особенности нынешняя администрация правам арабов и имиджу своей страны, народ которой верит в принципы свободы, равенства и справедливости.