По мере того, как амбиции по производству оружия массового поражения переходят от государств к террористическим организациям, все больше увеличивается вероятность того, что когда-нибудь материалы, предназначенные для ядерных реакторов, будут использованы при создании некоего подобия бомбы. Для того, чтобы предотвратить это, Джордж Буш (George W. Bush) постарается убедить своих союзников на очередной встрече 'Большой восьмерки', которая пройдет на следующей неделе, найти дополнительные средства, необходимые для реализации 20-миллиардного проекта, рассчитанного на десять лет и предусматривающего принятие мер по предотвращению попадания ядерного, химического и биологического оружия, а также ядерного горючего и новых технологий из республик бывшего Советского Союза в руки 'Аль-Каиды' и ее приспешников. О разработке этого проекта страны 'Большой восьмерки' договорились еще два года назад, заинтересованность Соединенных Штатов выражается в 50-процентном долевом участии. Американская сторона уже выполнила свои обязательства и бросила в общий котел необходимые 10 миллиардов долларов США, в то время как европейским странам и Японии необходимо достать еще 3 миллиарда, чтобы перекрыть свою долю. Возникает вопрос: если все прекрасно осознают ужасную цену неудачи, чем же вызвана такая задержка?
Частично она объясняется нежеланием России пускать иностранных экспертов на территорию своих секретных объектов, где хранится большая часть вышеупомянутых материалов. Несмотря на то, что к концу этого года 75% этих объектов (скрестим пальцы на удачу) будут подвергаться хотя бы беглому ежедневному осмотру со стороны служб безопасности, исследование Гарвардского университета под названием 'Как обезвредить бомбу', проведение которого финансировалось фондом 'Инициатива по снижению ядерной угрозы', свидетельствует о том, что на данный момент лишь четверть этих объектов прошли весь комплекс ремонтных и восстановительных работ. Выполнение начатой в 1998 г. программы по утилизации 68 тонн плутония, снятого со старых боеголовок, было приостановлено в связи с возникшими разногласиями между сторонами по поводу того, кто будет возмещать убытки в случае возникновения аварии на заводе по переработке ядерных отходов, строительство которого еще только должно начаться в России.
На встрече 'Большой восьмерки' Джорджу Бушу необходимо оказать давление на Владимира Путина, чтобы тот в свою очередь ускорил выполнение обеих программ. Кандидат в президенты Соединенных Штатов Джон Керри (John Kerry), надежда демократической партии, заявил на этой неделе о своем намерении назначить национального координатора, который смог бы поспособствовать сокращению сроков, отпущенных на выполнение вышеупомянутых программ. Но основная задача России сейчас это утилизация атомных подводных лодок старых проектов, имеющих на борту выработавшие свой ресурс ядерные реакторы, а также уничтожение 40 тысяч тонн химического оружия, хранящегося на складах еще со времен 'холодной войны'. На обоих направлениях дела продвигаются крайне медленно.
Полдесятка других стран, не входящих в состав 'Большой восьмерки' уже дали свое согласие на участие в совместном проекте, на следующей неделе в их рядах ожидается пополнение. Этого недостаточно для того, чтобы трубить победу, но, по крайней мере, налицо существенный прогресс в этой и других областях. В мае министерство атомной энергетики объявило о начале 450-миллионного совместного проекта с Россией, направленного на репатриацию свежего и отработанного ядерного топлива американского и российского происхождения, которое постепенно вырабатывает свой ресурс на территории 130 научно-исследовательских предприятий в 40 странах. Свежее ядерное топливо российского происхождения будет переработано к концу следующего года, при этом сбор отработанных материалов закончится не ранее 2010 г.. Правительства стран, где энергия атома используется в научно-исследовательских целях, получили рекомендации о переводе своих реакторов на низкообогащенное топливо.
Предстоит еще многое сделать, включая установку датчиков радиоактивного излучения в России для предотвращения краж с территории объектов, где по-прежнему хранятся ядерные материалы, а также оснащение подобным оборудованием пограничных служб и руководство крупных портов по всему миру. Кража и торговля ядерными материалами, хоть и в небольших количествах, уже не такая редкость в наше время. И вдали уже замаячил призрак ядерного холокоста, что само по себе уже достаточно для того, чтобы уделить этой проблеме самое пристальное внимание.