В горной деревне, охраняемой грузинами в американских мундирах, встретились швед, болгарин и ирландец. Это звучит как первая фраза анекдота, но именно так и обстоит дело в Омало на грузино-российской границе - селе, которое орлы посещают гораздо чаще, чем зарубежные гости. Причина этой необычной встречи лежит по другую сторону горного хребта, возвышающегося над Омало - там находится Чечня. С 1999 г., когда президент Владимир Путин предпринял новую попытку восстановить контроль над республикой, именно через эти горы чеченские мятежники пробираются в лагеря в Панкисском ущелье в Грузии. С таяньем снегов этот маршрут может снова заработать.
Поэтому Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создала международную группу из 150 человека за наблюдения за ситуацией на перевале. "Это "третья сила" - они могут точно сказать, пересекалась ли граница, и если да, то кем именно", - утверждает военный аналитик Ираклий Аладашвили. Два года назад Россия пригрозила ввести в регион свои войска, чтобы помешать переходу границы мятежниками. После бомбардировки российской авиацией Панкисского ущелья напряженность возросла еще больше. В результате тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе наконец осознал, какую угрозу для его страны представляют чеченские мятежники. Он усилил контроль над Панкисской долиной, чему способствовало и осуществление двухлетней программы обучения грузинской армии американскими специалистами - она завершилась в апреле.
Деятельность миссии ОБСЕ также приносит пользу. Но в результате организация оказалась вовлеченной в запутанную сеть интриг. Россиянам, разместившим по свою сторону границы войска, укрепившим ее минными полями и проводящим регулярное воздушное патрулирование, ОБСЕ поставляет ценные разведданные: о каждом случае появления чеченцев в этой зоне в венской штаб-квартире организации становится известно через считанные часы. Кроме того, среди наблюдателей ОБСЕ находятся и российские офицеры. У грузин еще больше оснований приветствовать деятельность ОБСЕ: по их мнению, наблюдатели защищают страну не только от чеченских, но и от российских вторжений.
Новый президент Грузии Михаил Саакашвили изо всех сил старается восстановить отношения с Москвой. Он пытается наладить хороший личный контакт с г-ном Путиным. По его словам, Грузия готова принять настоящих чеченских беженцев, "но не людей с оружием". В соответствии с соглашением, подписанным в апреле, российские и грузинские пограничники будет вести в зоне совместное патрулирование. Грузинская сторона надеется, что это побудит Россию смягчить визовой режим и сократить поддержку сепаратистских "квазигосударств" в самой Грузии - Южной Осетии и Абхазии.
И все же - как показало вторжение в Ингушетию на этой неделе - чеченские мятежники отлично умеют уходить от преследования, будь то в городах, лесах или горах. "Это опытные и закаленные люди, - говорит один из наблюдателей ОБСЕ. - и я понимаю, что они могут обойти наши посты". Политические интриги на этой границе далеко не окончены. Недавно прозвучали новые жалобы на незаконный переход границы в зоне конфликта. Только на сей раз ситуация была диаметрально противоположной: грузины обвинили россиян в отправке подкреплений сепаратистам из Южной Осетии.