Ненависть Владимира Путина к Михаилу Ходорковскому хорошо известна всем, однако, как заявил сам российский президент, Россия не заинтересована в том, чтобы доводить свою ведущую нефтяную компанию до банкротства. Проблема президента Путина заключается в том, что он натравил на 'ЮКОС', где Михаил Ходорковский был председателем совета директоров, такие мощные силы, что они немного перестарались и довели компанию до практически неминуемого разорения.
Нефтяной гигант оказался меж двух огней: с одной стороны, правительство требует выплаты просроченных налогов и штрафных санкций; с другой, оно же замораживает все активы компании, при помощи которых последняя могла бы решить все свои проблемы. При этом, как будто двойного удара со стороны российских судебных и финансовых властей недостаточно, синдикат западных банкиров во главе с 'Societe Generale' объявил 'ЮКОСу' дефолт по кредиту в размере 550 миллионов долларов США.
В своем стремлении уничтожить Михаила Ходорковского, который провоцировал его финансированием оппозиционных партий, а в настоящий момент предстал перед судом за якобы имевшие место мошенничество и уклонение от уплаты налогов, Владимир Путин может неожиданно для себя потерять и саму компанию 'ЮКОС'. Банкротство такой крупной и сравнительно хорошо управляемой компании неблагоприятным образом отразится на объеме иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе, что в свою очередь навредит всей российской экономике.
Дело Михаила Ходорковского как нельзя лучше свидетельствует о парадоксе политики российского президента. С одной стороны, он хочет перестроить Россию таким образом, чтобы она смогла вернуть себе статус супердержавы. С другой, его методы - произвол в отношении оппозиции, предоставление широких властных полномочий людям, которые пришли из органов госбезопасности, достижение эффективности за счет чрезмерной регламентации экономического развития - возвращают страну во времена дискредитировавшей себя советской империи.
Что касается 'ЮКОСа', то, похоже, президент решил сохранить компанию, отстранив при этом Михаила Ходорковского от управления нефтяным гигантом. Вопрос заключается в другом: сможет ли Владимир Путин, решившись на компромисс, остановить действие бюрократической машины и предотвратить последствия судебных решений, которые он сам же и санкционировал? 28%-ное падение стоимости российских акций, произошедшее за период с 12 апреля по настоящее время, заставляет предположить, что травля Михаила Ходорковского и неприятности 'ЮКОСа' уже сейчас ограничивают перспективы дальнейшего экономического роста в России.