Для банка, считающегося не только крупнейшим частным банком России, но и самым передовым, гордящегося современными филиалами и многофункциональными банкоматами, обвинение в нехватке средств должно быть действительно оскорбительным.
7 июля Альфа-банк в третий раз за двое суток опроверг сообщения о том, что у него заканчиваются средства, заявив, что стал жертвой 'грязного пиара'. Учитывая, что банк пережил кризис 1998 года, погубивший множество кредитных организаций, ему, вероятно, можно верить. И все же многие вкладчики (включая нашего московского корреспондента) решили не рисковать.
Аналитики гадают, распространится ли кризис ликвидности, затронувший за последние два месяца несколько небольших банков, на двадцатку крупнейших. 6 июля Гута-банк, крупная кредитная организация с депозитами физических лиц на сумму 210 млн. долларов и 400 тыс. частных вкладов, объявил, что приостанавливает платежи. Банк платежеспособен, его активы превышают 1 млрд. долл., и он лишь чуть-чуть не дотягивает до двадцати крупнейших банков России. Несмотря на это, его вкладчики (включая членов группы 'Гута') в июне сняли со счетов 345 млн. долларов, обеспокоенные слухами о том, что власти расследуют деятельность банка.
Сторонник теории заговора может подумать, что чиновники из кожи вон лезут, чтобы создать неприятности. В начале июля принадлежащий государству Внешторгбанк объявил, что отказал Гута-банку в кредите в размере 400 млн. долл. Гута-банк обратился к Центробанку, но тот также отказался помочь.
Однако, по словам председателя Гута-банка, ЦБ вполне готов предоставить займ ВТБ на приобретение Гута-банка, что будет означать его фактическую национализацию. 7 июля совет директоров Гута-банка одобрил сделку.
Независимо от того, чего добиваются власти, нынешние передряги обнажили слабости российских банков. Капитал опять утекает из страны, межбанковские кредиты достигают 20% обязательств банков, и существуют определенные ограничения на неустойки, которые банки могут взимать с вкладчиков, досрочно снимающих деньги. В этих условиях недавние действия Центробанка по наведению порядка в системе, по мнению некоторых аналитиков, вызвали 'кризис доверия'. Часть банков прекратила выдачу межбанковских кредитов, а вкладчики разбегаются. Учитывая непрозрачную структуру собственников и операции многих банков, вкладчики реагируют на любые правдоподобные слухи. Также поступают и анализирующие риск чиновники на межбанковском рынке, говорит Дмитрий Дмитриев, аналитик 'Объединенной финансовой группы'.
ЦБ быстро снизил требования по обязательному резервированию в два раза, до 3,5%. Это самое большее, что он может сделать для увеличения ликвидности, за исключением печатания денег. (Еще один возможный вариант - кредитование банков, столкнувшихся с трудностями, может вызвать обвинения в протекционизме.) Поскольку российские банки очень плохо справляются с задачей предоставления кредитов экономике, большинство аналитиков полагают, что их проблемы не распространятся на другие отрасли.
Выиграет ли кто-нибудь от этой ситуации? Да. В явном выигрыше окажется Сбербанк, 60% акций которого принадлежат государству. Это единственный банк с полной государственной гарантией, акции которого активно торгуются на бирже. На долю Сбербанка приходится 64% всех частных вкладов. До недавнего времени его доля на рынке уменьшалась. Но теперь, как полагают многие наблюдатели, потоки отчаявшихся российских вкладчиков потекут обратно, несмотря на то, что банк назначает высокие сборы за денежные переводы, чтобы помешать клиентам уйти. Несмотря на раздутый штат Сбербанка и его склонность предоставлять компаниям кредиты под удивительно низкие проценты, 7 июля несколько инвестиционных банков повысили свои рекомендации по его акциям. Одним из них был Альфа-банк.