В Стамбуле президент Франции Жак Ширак подверг критике высказывание своего американского коллеги Джорджа Буша о его поддержке присоединения Турции к Европейскому союзу. Напрочь отбросив нормы дипломатии. Ширак заявил, что президент Америки вмешивается в дела, которые его не касаются. 'Это как если бы я объяснял США, как им необходимо вести дела с Мексикой', - сказал президент Франции. Несмотря на стремление Ширака иметь хорошие отношения с США как с великой державой, у него, видимо, переполнилась чаша терпения. Стало ясно, что ни личность президента Америки, ни его политика не вызывают у президента Франции ни симпатии, ни дружелюбия.
Ширак - опытный политик, в сфере международных отношений часто опирающийся на личные связи с мировыми лидерами. Особый акцент на сближение он делает с теми, кого плохо знает, стремясь придать отношениям личностный характер. Что касается Буша, то очевидно, что двух лидеров разделяет пропасть. Война в Ираке и американская оккупация, спровоцировавшие анархию, - не отдаляют, а полностью разъединяют двух президентов, несмотря на то, что окружение Ширака хотело бы заявить о том, что отношения улучшились. Ширак проголосовал за резолюцию 1546 в Совете Безопасности ООН, поскольку Франция долго прорабатывала ее текст, и поскольку он определяет законные рамки, дающие новым властям Ирака максимальный объем власти и ответственности. Однако официальные лица Франции интересуются, предоставит ли администрация президента Буша новым иракским властям возможность реализовывать свои полномочия и постепенно обрести законность в соответствии с американской концепцией или эта власть будет марионеткой в руках США.
Второй вопрос, который ставят французы, - будет ли иракская администрация достаточно сильной, чтобы нести ответственность и продемонстрировать иракцам свою власть, когда это понадобится для урегулирования ситуации. Ширак охарактеризовал передачу власти иракцам как важный шаг в направлении искомого суверенитета, но этого, 'к сожалению, недостаточно'. Источник опасений французов заключается в недоверии к политике Буша. Во Франции господствует мнение, что американская администрация продолжает руководить иракскими властями, что подтверждают некоторые высокопоставленные представители Белого Дома.
С точки зрения Франции, американцы не предпринимали никаких шагов для осмысления своего присутствия на иракской земле, они считают, что резолюция 1546 объединила международное сообщество, заложив основы новой власти в Ираке, в то время как эта резолюция служила законным прикрытием, благодаря которому американцы хозяйничали в Ираке.
С другой стороны, Буш осознает, что Ширак и Франция не готовы следовать линии подчинения своему американскому союзнику, как это делает Великобритания. Поэтому Ширак был среди тех лидеров стран, до которых сведения о передаче власти в Ираке были доведены в понедельник утром, тогда как канцлер Германии Герхард Шредер и президент Польши Александр Квасьневский знали об этом уже в воскресенье вечером.
Некоторые политические события на Ближнем Востоке, начиная с положения в Ираке и кончая американской поддержкой премьер-министра Израиля, также разъединяют американского и французского президентов. Очевидно, что Ширак не желает переизбрания Буша, вместе с тем он с ним сотрудничает, поскольку его переизбрание весьма вероятно, несмотря на то, что курс президента Америки в отношении ряда международных дел тяготит президента Франции.
Сегодня стоит вопрос о том, как может Франция продолжать отношения с президентом Америки, период правления которого характеризовался идеологией жесткости, что привело к обострению анархии и конфликтов в мире? Поэтому его переизбрание позволяет предполагать, что будущий этап отношений между двумя странами будет сложным, поскольку между двумя президентами нет взаимопонимания и симпатии, несмотря на то, что заявляется об улучшении отношений.