Президент Владимир Путин объединяет российские разведслужбы - это происходит впервые с того момента, как окончание Холодной войны ознаменовалось ликвидацией КГБ.
Через двенадцать лет после того, как бывший президент России Борис Ельцин "сломал хребет" всемогущему КГБ СССР, распределив его функции внутри страны и за рубежом между отдельными ведомствами, ветеран КГБ Путин подписал указ, объединяющий их под эгидой одной структуры.
Согласно указу, подписанному в воскресенье, директору контрразведки - ФСБ - Николаю Патрушеву присваивается статус федерального министра, а количество его заместителей сокращается. Кроме того, под его контроль попадает внешняя разведка, которой занималась организация под названием СВР.
Указ ставит под контроль ФСБ и охрану Кремля - Федеральную службу охраны. Две другие структуры, входившие в состав КГБ в советские времена - пограничные войска и Агентство правительственной связи и информации - вошли в состав ФСБ еще в прошлом году.
Эти изменения, связанные с общими усилиями по сокращению государственного аппарата, должны придать деятельности ведомства большую эффективность за счет ускорения процесса принятия решений и более четкого определения полномочий должностных лиц и структурных подразделений, отмечает заместитель директора ФСБ Евгений Ловырев.
Департаменты в структуре ФСБ ликвидируются, и вместо них будут созданы службы, руководители которых будут иметь больше полномочий, сообщил он.
По словам г-на Ловырева, при подготовке указа г-н Путин, наводнивший правительство сотрудниками ФСБ, учел "практически все предложения руководства ФСБ".
И все же воссоздание ведомства, сравнимого с КГБ по масштабу и эффективности, пожалуй, находится за пределами возможностей русских. Путинское государство, утратившее прежний глянец, вряд ли покажется столь же привлекательным, как СССР, для людей, готовых сотрудничать с разведкой по идеологическим мотивам, вроде членов "Кембриджской пятерки" - Филби (Philby), Берджесса (Burgess), Маклейна (Maclean) и Бланта (Blunt), а уход России из бывшей советской империи лишил ее ряда "плацдармов" для шпионской деятельности.
Как и весь государственный аппарат, ФСБ остро нуждается в средствах - настолько, что, по предположению некоторых западных разведслужб, российские агенты занялись торговлей наркотиками, чтобы заработать для ведомства хоть какие-то деньги.
Политик-националист Дмитрий Рогозин считает, что реорганизация ФСБ поможет России противостоять многочисленным угрозам "в центре, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке".
В рамках оптимизации его структуры, функции по борьбе с преступлениями, не затрагивающими государственную безопасность, будут изъяты из ведения ФСБ и переданы другому агентству. ФСБ будет по-прежнему заниматься расследованием дел, связанных с терроризмом, экстремизмом и шпионажем.
По словам г-на Ловырева, в результате реформ полномочия директора будут усилены за счет того, что он получит возможность самостоятельно определять количественный и персональный состав одного из высших органов в структуре ведомства - коллегии ФСБ.
Реформа служб безопасности застала врасплох как российских, так и иностранных наблюдателей.
По словам Анны Нейштат, руководителя московского отделения "Human Rights Watch", при известии о реформе у нее мурашки побежали по спине. "Насколько я понимаю, это план возрождения КГБ", - говорит она.
Во времена Холодной войны в составленной MI-5 памятке для дипломатов и бизнесменов, посещающих СССР, КГБ назывался "величайшей шпионской машиной для сбора секретной информации, когда-либо созданной человечеством".
Его деятельность простиралась далеко за пределы советских границ: КГБ контролировал подчиненные Москве спецслужбы восточноевропейских стран и коммунистические режимы по всему миру.
Сотрудники считали Комитет лучшей спецслужбой мира и, по словам одного британского чиновника, "с презрением относились к идиотам, занимавшимся обеспечением безопасности внутри страны".
Организация, чьим преемником является нынешняя ФСБ, была создана Феликсом Дзержинским в 1917 г. для борьбы с беззаконием, воцарившимся после Октябрьской революции - в то время она носила название ЧК.
Каждый раз, когда она сосредоточивала в своих руках слишком много влияния, или когда ее руки оказывались слишком запятнаны кровью, эта структура переименовывалась и подвергалась реорганизации - она действовала под названием ГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, пока в 1954 г. не превратилась в КГБ.
В июне в России отмечалось девяностолетие Юрия Андропова - бывшего главы КГБ, предшественника Михаила Горбачева на посту президента СССР [так в тексте. На самом деле Андропов занимал посты Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя президиума Верховного Совета СССР, а предшественником Горбачева в качестве главы государства был К.У. Черненко - прим. перев.]. По случаю этого события ему был поставлен памятник в Петрозаводске - городе, расположенном к северу от Санкт-Петербурга.
Когда г-н Андропов - прозванный "будапештским мясником" за отданные им приказы об устранении сотен диссидентов в ходе венгерского восстания 1956 г. - был возведен в ранг идейного вдохновителя новой России при г-не Путине, многие наблюдатели сочли, что он зашел слишком далеко. Однако в свете усиления роли ФСБ, установка этого памятника выглядит логичнее.