Кто он - нынешний президент Грузии: доблестный рыцарь, стремящийся высоко держать знамя своей древней земли и идущий по пути восстановления ее чести, или юрист, получивший образование в Нью-Йорке, и начавший свой трудовой путь как представитель золотой молодежи, имея в распоряжении апартаменты с видом на Центральный парк? Обе эти ипостаси легко применимы к 36-летнему президенту Грузии Михаилу Саакашвили, который полон желания превратить свою страну из разрозненного государства, живущего воспоминаниями о былой славе, в сильную современную державу регионального значения, обладающую крепкими связями с Западом.
И дело тут не в том, что он отмахивается от былой славы своей страны: он вступил на президентский пост шесть месяцев назад, получив благословение в монастыре, основанном 800 лет назад самым известным в истории Грузии царем. Он ввел в стране новый государственный флаг, и все свои визиты наносит под этим флагом. Однако в этом месяце он предстал в другом своем облике - космополита: поочередно созваниваясь то с Вашингтоном, то с Москвой, чтобы погасить конфликт в одной из отдаленных частей Кавказа.
М. Саакашвили вспоминает, что в разгар этого конфликта он по несколько раз в день совещался по телефону с госсекретарем Колином Пауэллом, советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, рассчитывая на их поддержку в своем диалоге с Кремлем. Прямым результатом подобного взаимодействия, судя по всему, стало то, что разгоревшийся было конфликт в Южной Осетии - сепаратистски настроенном по отношению к центральным грузинским властям регионе, и потенциальном очаге войны - был временно нейтрализован, в то время, как честь Грузии и ее надежды на восстановление своего суверенитета в проблемном районе от этого не пострадали.
Вполне возможно, что интенсивность противоборства в разбросанных горных аулах Южной Осетии будет нарастать: г-н Саакашвили поднял ставки в этом споре, когда 20 июля пригрозил тем, что откажется от рассчитанного на 12 лет масштабного плана, согласно которому Грузия, Россия и Южная Осетия будут содействовать поддержанию мира в этом районе, на том основании, что подобное решение конфликта лишит Грузию возможности обеспечивать управление законной частью ее национальной территории.
Однако до настоящего времени то, как г-н Саакашвили решал проблему этого малоизвестного, но представляющего большую проблему для центральных властей Грузии уголка своей страны, вполне укладывалось в представления о стиле его руководства: оппортунистическом, но в то же время здравомыслящим в отстаивании национальных интересов Грузии. Подобная политика рассчитана на привлечение выигрышных для Грузии политических ресурсов, включая связи с западными структурами и организациями: связи с НАТО были усилены на недавнем саммите этой организации в Стамбуле (к ярости России), а Европейский Союз оказал Грузии помощь в размере 1 млрд. долларов.
В критические моменты - когда, например, десятки грузинских военнослужащих были задержаны и подвергнуты унижениям в г. Цхинвали - 'столице' непризнанной Республики Южная Осетия - президент проявлял сдержанность. Однако, когда грузинские военные обнаружили в одной из машин российской транспортной колонны 160 ракет к боевому вертолету, которые Москва назвала 'запасными частями', предназначенными для ее гарнизона - пропагандистский эффект находки (задержание колонны вызвало надуманные протесты и угрозы со стороны Москвы) был использован грузинской стороной на все сто.
В настоящий момент Грузия более всего добивается установления контроля над въездом в туннель, идущий через Кавказские горы - из Северной Осетии, принадлежащей России, в Южную. После того, как контрабанда, на которой сейчас наживаются российские военные и тысячи осетин, будет поставлена под контроль, можно будет навести порядок и подчинить себе оставшуюся часть республики, в том числе путем предоставления ей широкой автономии. У грузинских властей на этот счет даже имеется план: они хотят ввести режим международного контроля (возможно, силами ЕС) за перемещением людей и грузов по транскавказскому туннелю.
Правительства западных стран обычно поддерживают инициативы президента Грузии, однако опасаются, что у грузинских властей не хватит ясного понимания и четкой стратегии для того, чтобы противостоять угрозе возникновения взрывоопасной ситуации в Южной Осетии или Абхазии - еще одной провинции Грузии, - где пророссийски настроенные сепаратисты борются за отсоединение от остальной части государства. В мае этого года г-н Саакашвили отпраздновал свою победу, установив контроль над Аджарией - республикой в составе Грузии, расположенной в юго-западной части ее территории, которую местный князек превратил в свою вотчину. Сейчас Америка и ее союзники призывают президента соблюдать осмотрительность: да, они признают территориальную целостность Грузии в пределах ее национальных границ, но при этом настоятельно советуют избегать жестких конфликтов с Москвой. Недавно с помощью США была осуществлена военная подготовка трех тысяч грузинских военнослужащих, при этом оговаривалось, что обученный контингент не будет направляться в Абхазию, которая может моментально превратиться в горячую точку.
Г-н Саакашвили редко когда испытывает потребность в нравоучениях Запада; его подход к решению 'национального вопроса' можно считать образцом серьезной и продуманной политики, особенно если сравнивать ее с национальным шовинизмом первого на постсоветском пространстве президента Грузии Звиада Гамсахурдии.
Оно и к лучшему. Если сравнивать Абхазию - покрытый буйной растительностью протянувшийся по побережью Черного моря благодатный край, который так любят российские военные и политики, - с Южной Осетией, которую можно схематично представить как бандитскую точку, где процветает рэкет и контрабанда, с участком земли в придачу, то сравнение будет не в пользу последней. Абхазия для грузинского руководства представляет куда большую проблему. Ее столица - г. Сухуми, целебный воздух которого, насыщенный ароматом реликтовых сосен, должен как магнитом притягивать к себе туристов, превращен в одну сплошную свалку и трущобы, а морской порт используют все, кому не лень, для всякого рода теневого бизнеса. Поскольку еще не изгладились из памяти кровавые события 1992-1993 гг., местные политики настаивают на том, что грузинские военные не должны сюда больше возвращаться. 'Те десятки тысяч, кто пришел к нам с войной, не должны сюда больше возвращаться', - грозно возвещает глава местного парламента Нугзар Ашуба.
В конечном счете, надежда Грузии на установление хотя бы номинального суверенитета Грузии в Абхазии в немалой степени зависит от уровня ее отношений с Россией. Самой России г-н Саакашвили предлагает две вещи: открыть путь российским инвестициям (которые столь же для Грузии желанны, как нежеланны российские военные на ее территории) и обеспечить безопасность на границах - ликвидировать просачивание через ее границы чеченских боевиков.
В том случае, если г-ну Саакашвили удастся поладить с русскими так же легко, как ему удалось произвести впечатление на американцев, и продолжать играть роль благородного принца, он сможет стать таким президентом, который всех устроит.