'Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон не является персоной грата во Франции'. Это жесткое заявление было сделано президентом Франции Жаком Шираком публично в ответ на оскорбительное для Франции заявление израильского премьер-министра, переполнившее чашу терпения французского общества. Это уже не первый раз, когда до Шарона таким образом доводят позицию французского президента. Около года назад Шарон намеревался посетить Францию, одновременно призывая евреев покинуть эту антисемитскую страну. И Ширак отменил визит, заявив тогда, что пока Израиль не принесет официальные извинения за свою позицию, встреча не состоится.
Шарон не посещал Францию со времени своего избрания премьер-министром. В этот раз Шарон возобновил свои призывы 'к братьям-евреям во Франции эмигрировать в Израиль', заявив, что 'мусульмане составляют 10% населения Франции, и это является основой для антисемитских акций'.
Реакция Франции была консолидированной: от президента страны до председателя Национальной Ассамблеи Франции Жан-Луи Дебре, который квалифицировал заявление Шарона как 'безответственное и неприемлемое', добавив, что 'Шарон упустил возможность смолчать', от министра иностранных дел Мишеля Барнье до социалистической партии Франции, чей официальный представитель увидел в словах Шарона подстрекательство к религиозной войне во Франции. А представители еврейских организаций Франции высказали мнение, что заявления Шарона являются неприемлемыми.
Несмотря на попытку официального представителя израильского правительства сгладить ситуацию высказыванием о том, что заявление Шарона - это следствие 'культурологического недопонимания', Шарон хотел оскорбить Францию и наказать ее за то, что она проводит наиболее сбалансированную политику в отношении палестинской проблемы и имеет большой вес в Европейском союзе.
Франция не стала следовать линии американской администрации Джорджа Буша в бойкоте главы палестинской автономии Ясира Арафата и отклонила условия Шарона не проводить встречи французских министров с Арафатом. Министр иностранных дел Франции встретился с Арафатом и не посетил с визитом Израиль, проигнорировав тем самым требования Шарона. Отдав предпочтение посещению Палестинских территорий, французский министр перечеркнул возможность последующего визита в Израиль (а если визит состоялся бы сейчас, он был бы отложен на долгое время после высказываний Шарона).
Ранее Доминик де Вильпен, нынешний министр внутренних дел Франции, находясь в ранге министра иностранных дел, посетил Израиль и Палестину, где встретился с Арафатом и не встретился с Шароном по той же причине. Официальные лица в ЕС продолжали встречаться с Арафатом исходя из позиции Европы, признающей легитимность главы палестинской автономии. Несомненно, Франция изрекла свое весомое слово в подобной политике Европы.
Еще одной целью этих заявлений Шарона является запугивание 'исламской опасностью' еврейской общины во Франции, которая является самой большой в Европе - ее численность, по официальным данным, составляет около 600 тысяч человек. Перед Израилем стоит серьезная демографическая проблема - в 2020 году число населяющих Израиль, Западный берег, Газу и Иерусалим арабов превысит количество евреев. Поэтому и возник план переезда 30 тысяч французских евреев в Израиль.
В связи с этим около года назад прозвучало заявление Шарона о том, что Франция - антисемитская страна. Премьер-министр Израиля сказал, что существуют две страны, которые продолжают представлять собой 'резерв евреев', пока еще не переехавших в Израиль - это Аргентина и Франция. Ввиду экономического кризиса в Израиле аргентинские евреи не жаждут ехать в Израиль. Вторым мировым 'резервом евреев' является Франция, и, по мнению Шарона, причины переезда некоторых французских евреев в Израиль - идеологические. В 2001 году в Израиль уже эмигрировало около двух тысяч французских евреев.
Шарон провоцирует евреев к эмиграции, запугивая их французскими мусульманами, которые, по его мнению, являются антисемитами. А это уже откровенное вмешательство во внутреннюю политику Франции. И это опасный маневр, усиливающий некоторые националистические и антисемитские настроения, существующие во Франции и Европе, чему противодействуют официальные французские и европейские круги. Ширак и его правительство крайне озабочены проявлениями национализма, направленного против евреев, ислама и арабов, и являющегося угрозой для французского общества.
Однако в то же время Франция платит цену за свою позицию: с 1957 она смотрит сквозь пальцы года на призывы Тель-Авива к евреям всего мира эмигрировать в Израиль. Во Франции с 1957 года работают Еврейское Агентство и еврейские эмиграционные организации, чья деятельность направлена на помощь евреям в переезде в Израиль. Еврейское Агентство заявило со всей ясностью, что его цель - стимулирование 30 тысяч французских евреев к переезду в Израиль. Цель тактики Шарона, которая заключается в запугивании французских евреев, - их эмиграция.