Утратив статус мировой державы при унизительных обстоятельствах, Россия из всех сил старается вернуть себе уважение и авторитет. Это справедливая, заслуживающая похвалы цель. Но чтобы ее достичь, Россия должна уважать и другие страны, включая тех, которые раньше находились под управлением Москвы. Ее благополучию будут способствовать дружественные и уверенные в себе соседи, а не слабые и раздражительные. Россия это понимает, но, похоже, зачастую не может продемонстрировать.
Предложив безоговорочную поддержку мятежным режимам двух грузинских республик, Южной Осетии и Абхазии, Россия бесчестит себя и дестабилизирует свое окружение (см. статью). Южная Осетия объявила о выходе из Грузии 12 лет назад. С тех пор она превратилась в рай для контрабандистов. Российские солдаты поддерживают ущербный режим, основанный на торговле водкой и оружием. Этим летом шаги Грузии по сокращению контрабанды привели к вспышке насилия. Появился риск более ожесточенных сражений и открытой российской интервенции.
Кризис требует особого подхода, но его причины просты. Южная Осетия - не жизнеспособное государство. Она существует за счет преступности. Ее правительство должно быть распущено, что предусматривается великодушным вариантом урегулирования, которое сейчас предлагает Грузия. Абхазия, еще одна мятежная республика, представляет более серьезную проблему, а ее правительство еще менее законно, чем южноосетинское, поскольку представляет еще меньшее количество законных жителей региона.
Из двух республик больше прав на независимость есть у Абхазии. В 1992-1993 году она стала местом войны, в которой обе стороны применяли грязные методы. Любой вариант урегулирования должен содержать какие-то меры относительно грузин, которые тогда покинули республику. Но реально возможно лишь ограниченное право возвращения, и не сразу. Положительный момент в том, что Грузия хочет вести переговоры и готова предложить Абхазии практически любой вариант урегулирования, за исключением независимости. Но поддерживая сепаратистов, Россия лишь задерживает принятие подобного решения.
Столкнувшись с этими проблемами, Америка и Европа должны предложить больше помощи президенту Грузии Михаилу Саакашвили, самому многообещающему лидеру региона за многие десятилетия, благодаря его открытости западным ценностям и идее сосуществования национальностей. Правительства западных стран должны направить его руку, одновременно подтверждая его выбор.
Кроме того, они должны взглянуть на другие 'замороженные конфликты' региона за пределами Грузии. Один из них - в Молдавии, где еще одна мятежная республика, Приднестровье, живет за счет контрабанды и российского оружия. Есть и более серьезное противостояние - в Нагорном Карабахе, где десять лет назад армяне вырвались из-под власти Азербайджана и изгнали местных азербайджанцев. У этого тупика есть и другие причины, кроме вмешательства России, но из него было бы проще найти выход, если бы Москва начала конструктивно сотрудничать с Западом.
Все эти конфликты дестабилизируют страны, которые теперь граничат с НАТО и Евросоюзом. У четырех мятежных республик, поддерживаемых Россией, есть кое-что общее - легально они не существуют и могут легко стать общедоступными центрами любой криминальной деятельности.
Это тоже должно беспокоить Россию. Она спонсирует авантюризм и рэкет в Грузии и Молдавии частично потому, что ее политика в этом отношении оказалась во власти мошенников. Запад должен донести свою обеспокоенность до самого высокого уровня, внятно изложив ее Владимиру Путину.
Продолжит ли президент поддерживать сепаратистский режим, живущий контрабандой? Стоит ли жалкая кроха местного влияния ущерба, наносимого репутации России как ответственного государства? Конечно, нет. Но поведение нижестоящих россиян изменится только тогда, когда эту позицию займет Владимир Путин. А он это сделает, только если другие страны убедят его, что на карту поставлена репутация его самого и России.