Опасность скоропалительных выводов о причинах авиакатастроф со всей наглядностью проявилась в связи с гибелью самолета компании TWA в 1996 г. Поначалу вину за катастрофу возлагали на террористов или ошибку американских военных, но, как установили следователи ФБР, речь не шла ни о том, ни о другом. На самом деле причиной трагедии стали весьма прозаичные вещи: скопление паров керосина в центральном топливном баке в сочетании с неисправностью проводки.
Так что есть немало оснований, чтобы повременить с автоматическим выводом, что одновременная гибель двух российских авиалайнеров во вторник вечером стала результатом теракта. Однако первые признаки, указывающие на эту версию, отличаются тревожной убедительностью. Шансы на то, что два самолета могут одновременно разбиться из-за технических неполадок, ничтожно малы. Синхронизация терактов по времени стала своего рода 'визитной карточкой' 'Аль-Каиды' и связанных с ней группировок. Чеченские сепаратисты, совершившие в последние годы серию терактов с человеческими жертвами, в том числе с использованием смертников, тщательно выбирают даты для их проведения, а на понедельник пришелся день рождения покойного президента Чечни, убитого в мае этого года. Кроме того, в связи с президентскими выборами в Чечне в воскресение, напряженность вокруг республики достигла высокого накала.
Однако, по данным на вчерашний вечер, чеченские боевики, обычно без колебаний берущие на себя ответственность за убийства на территории России, отрицали свою причастность к катастрофе. Российские власти, в свою очередь, настаивали, что первые результаты изучения обломков не выявили признаков теракта. Эта очевидная сдержанность выглядит примечательно, учитывая явную заинтересованность России в максимальном очернении чеченских сепаратистов накануне воскресных выборов. В других случаях она в полную силу разыгрывает карту чеченского терроризма.
Возможно, чеченские боевики еще окажутся в роли главных подозреваемых. Пока же власти не исключают ни диверсии на земле, ни технических неполадок, связанных с некачественным топливом, плохим обслуживанием или чрезмерно интенсивной эксплуатацией стареющих самолетов советского производства. Тот факт, что сегодня ни одна из этих версий (чеченский теракт, диверсия криминальных структур, механические неполадки или простая 'дряхлость' техники), не выглядит абсолютно невероятной - печальное свидетельство о положении дел в России и российской авиации.