Предполагают, что две авиакатастрофы, происшедшие в России почти одновременно во вторник вечером и унесшие жизни 89 человек, были терактом. Если так, то это почти наверняка дело рук чеченских сепаратистов. Трагедия произошла за четыре дня до президентских выборов в этой кавказской республике. Повстанцы обещали, что в преддверии этой даты будут производиться дальнейшие атаки в знак протеста против выборов, которые многими в республике рассматриваются как политический спектакль, устроенный Москвой.
Первой реакцией должно стать сожаление о погибших мирных жителях. За десять лет с начала первой чеченской войны ее жертвами стали взятые в заложники пациенты больницы в Буденновске (1995), зрители московского театра (2002), пассажиры взорванного пригородного поезда в Ставропольском крае (2003) и московского метро (в феврале этого года). Чеченские сепаратисты и, особенно, полевой командир Шамиль Басаев являются самым безжалостным врагом для россиян.
К сожалению, и сами они оказались ввергнутыми в беспредел, воцарившийся в Чечне с того времени, как ее президентом в 1997 г. был избран Аслан Масхадов. Армия и Федеральная Служба Безопасности погрязли в коррупции в ходе грязной войны, когда они творили злодеяния в отношении мирного населения и набивали карманы доходами от нелегальной коммерции.
Осознавая их неподотчетность, г-н Путин решил "чеченизировать" операцию, набирая в спецслужбы местных жителей и обещая республике определенную степень экономической автономии. Этим он желает получить поддержку умеренных и изолировать радикалов.
Российский президент, который еще премьер-министром начал вторую чеченскую кампанию, практически получил карт-бланш от западных лидеров, особенно, после того, как Джордж Буш объявил войну глобальному терроризму в ответ на события 11 сентября.
Тем не менее, до сих пор, мягко говоря, особого прогресса не заметно. Г-н Путин должен обуздать свои силы безопасности в Чечне, привлечь еще больше местных жителей в администрацию и дать Грозному контроль над доходами от нефти. Было бы также благоразумным пересмотреть отношение к г-ну Масхадову, последнему всенародно избранному лидеру республики, которого президент несправедливо обвиняет в организации каждого террористического акта.
Кремль заслуживает сочувствия в своей борьбе с подобными Басаеву. Но он знает, что не существует чисто военного решения этой сложной, трудноразрешимой проблемы. Мудрые и долгосрочные политические инициативы окажутся в конечном итоге более важны, чем постоянное ужесточение мер безопасности.