Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Такого не было со времен 'Броненосца Потемкина'

Отечественные картины вновь стали собирать большую зрительскую аудиторию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И вновь Россия отражает нашествие с Запада. Но на этот раз битва происходит в российских кинозалах. До последнего времени самым кассовым фильмом была картина 'Возвращение короля' - третья часть трилогии 'Повелитель колец'. Но в этом месяце рекорд по кассовым сборам был побит отечественным блокбастером 'Ночной дозор', общие сборы от проката которого составили с середины июля - момента выхода фильма на экраны - 15 млн. долларов. Вместе с парой успешных фильмов о 'мстящих полицейских' ('Анти-киллер' и 'Анти-киллер 2'), которые вышли соответственно в 2002 и 2003 гг., этот фильм подтвердил жизнеспособность российского кинематографа. Еще несколько лет назад национальная кинопромышленность, казалось, идет к неминуемому коммерческому краху.

И вновь Россия отражает нашествие с Запада. Но на этот раз битва происходит в российских кинозалах. До последнего времени самым кассовым фильмом была картина 'Возвращение короля' - третья часть трилогии 'Повелитель колец'. Но в этом месяце рекорд по кассовым сборам был побит отечественным блокбастером 'Ночной дозор', общие сборы от проката которого составили с середины июля - момента выхода фильма на экраны - 15 млн. долларов. Вместе с парой успешных фильмов о 'мстящих полицейских' ('Анти-киллер' и 'Анти-киллер 2'), которые вышли соответственно в 2002 и 2003 гг., этот фильм подтвердил жизнеспособность российского кинематографа. Еще несколько лет назад национальная кинопромышленность, казалось, идет к неминуемому коммерческому краху.

В советское время кинематограф официально считался самой важной формой искусства, и государство брало на себя финансирование высокоинтеллектуальных некоммерческих проектов. Серьезные актеры, воплотившие образы героев революции, пользовались в обществе большим уважением и почетом. Однако с развалом Советского Союза деятели культуры не смогли адаптироваться к новым реалиям коммерциализации кино. Режиссеры продолжали снимать затянутые ничем не примечательные фильмы с названиями вроде 'Так жить нельзя', которым кассовый успех никак не светил.

Отечественные фильмы продолжали получать награды на международных кинофестивалях, однако посещаемость кинотеатров в стране быстро упала до самого низкого уровня в Европе. Если в 80-х гг. россияне посещали кинотеатры в среднем 16 раз в год, к 1995 году этот показатель упал до одного посещения в год каждым четвертым россиянином, что составляет четверть от уровня посещаемости кинотеатров в странах Центральной Европы. Один из режиссеров - Константин Лопушанский - сказал, что если бы за границей не устраивались бы ретроспективные показы его картин, и к нему не поступали бы приглашения участвовать в работе жюри наиболее крупных зарубежных кинофестивалей, он бы 'без сомнения умер бы с голода'.

Вакуум был заполнен дешевым импортом. В частности, российская публика полюбила броские и непритязательные латиноамериканские телевизионные мыльные оперы, названия которых говорят за себя: 'Любовь без границ', 'Богатые тоже плачут'. Старая гвардия русских сценаристов, актеров и режиссеров взирала со все возрастающей завистью на всю эту низкопробную капиталистическую продукцию, собиравшую у домашних экранов огромную аудиторию, и мало-помалу включилась в конкуренцию за зрительские симпатии.

К примеру, Борис Акунин, известный филолог и заместитель главного редактора литературного журнала, превратился в автора детективов, ставших бестселлерами. Он сказал, что обратился к этому жанру, когда увидел, что жена в вагоне московского метро читает детективный роман, стыдливо упрятанный под обложкой классического произведения. Тогда он решил, что кто-то должен писать популярные романы, которые люди, подобные его жене, могли бы, не стыдясь читать на публике.

Российские телеканалы начали снимать рассчитанные на массового зрителя сериалы про полицейских и гангстеров, такие как 'Бригада' и 'Убойная сила', сниматься в которые были приглашены лучшие театральные актеры. Константин Хабенский, к примеру, до съемок в 'Убойной силе' был хорошим театральным актером. После успеха на телевидении он обратился к кинематографу, где сыграл главную роль в фильме 'Ночной дозор'.

Любой кассовый фильм - повествует о старой как мир борьбе добра со злом, которая ведется во вселенском масштабе. Он приносит большие сборы отчасти оттого, что демонстрирует коммерческий подход, которого так не хватало ранее выходившим российским фильмам. Режиссер вышеупомянутого фильма Тимур Бекмамбетов сделал себе имя в области рекламы, и у него особое чутье на верное размещение рекламы продукции. В картине в качестве реквизита широко используется продукция 'Нескафе', 'Нокия' и оператора мобильной связи МТС.

'Ночной дозор' также стал первой российской картиной с правильно организованной рекламной компанией, отчасти благодаря поддержке 'Первого канала' - государственного телеканала, который выступил одним из спонсоров создания фильма. Фильм поставлен по книге, которая была опубликована до выхода фильма, но была издана повторно в целях повышения популярности картины. Более того, как и у каждого успешного фильма, у него будет продолжение - он задуман как трилогия. Выход второй части под названием 'Дневной дозор' ожидается в следующем году.

Вкус пельменей

Но возможно главная причина, по которой этот фильм пользуется таким большим успехом, заключается в том, что в нем содержатся истинно русские черты и особенности. При идущей в быстром темпе адаптации России к многочисленным капиталистическим способам и приемам, наложение западных шаблонов на местные реалии и ментальность может давать поразительные результаты. Например, в 'Ночном дозоре' герои посреди ожесточенной схватки с вампиром решили перекусить и съесть по тарелке пельменей. Как гордо заметил один русский кинозритель: 'Это говорит о том, что мы можем делать такие же блокбастеры, что и в Голливуде' - с одинаково впечатляющими спецэффектами и абсурдным сюжетом, но с национальной изюминкой.

Теперь вся эта отечественная продукция будет демонстрироваться и за рубежом. Г-н Бекмамбетов только что за 4 млн. долларов продал права на прокат за рубежом 'Ночного дозора' и 'Дневного дозора', а первый роман г-на Акунина 'Зимняя королева', возможно, будет экранизирован голливудским режиссером Полем Верховеном (Paul Verhoeven), создателем таких кинохитов, как 'Основной инстинкт' и 'Робокоп'. Г-н Верховен утверждает, что считает 'Зимнюю королеву' 'Основным инстинктом, перемещенным в исторический контекст 1876 года'. А это может обеспечить большие продажи на любом языке.

Российский кинематограф продолжает выпускать высококачественную продукцию, рассчитанную на ценителей этого вида искусства. К примеру, фильм 'Возвращение' - мрачновато-суровое повествование на типичный сюжет о сыновней обиде, в прошлом году получил Золотого Льва - главный приз венецианского кинофестиваля, а 'Русский ковчег' - великолепный фильм, снятый в Эрмитаже, завоевал сердца многих поклонников арт-хаусного кино за рубежом. Однако подобная изысканная пища для ума - как в России, так и во всем мире - не может быть единственным блюдом в меню.