Десять дней назад, после краткого ночного визита в Беслан, Владимир Путин сказал россиянам о своих планах относительно того, как избежать повторения такого ужасного кровопролития. В телевизионном обращении к народу он пообещал укрепить единство страны, усилить контроль на Северном Кавказе и обеспечить эффективное управление в кризисных ситуациях.
Сейчас результаты его намерений становятся яснее. В одном или двух случаях они внушают оптимизм. Однако в целом это печально предсказуемая реакция человека, который пришел к власти как сильный человек, пообещавший успокоить Чечню, а сейчас использует последнюю вылазку террористов, чтобы усилить и без того мощную власть Кремля.
Положительно то, что власти признали ложность предоставленной ими информации о количестве заложников в осажденной школе, а также то, что их разведывательные данные о чеченцах удручающе неполны. Господин Путин даже изменил свою позицию относительно расследования в Беслане. Теперь это будет не внутреннее расследование, им будет заниматься Совет Федерации, верхняя палата парламента. И правительство признало необходимость уделять большее внимание экономическому развитию на Северном Кавказе.
Данные изменения более чем компенсируются объявленными вчера планами по усилению контроля центральной власти над регионами. Во-первых, господин Путин намеревается изменить систему выборов в Государственную Думу, нижнюю палату парламента, путем введения пропорционального представительства. В настоящее время половина мест в Думе выделяется для одномандатных округов, в которых действует принцип процентного барьера. Такая мера усилит президентскую партию "Единая Россия" за счет более мелких групп и независимых кандидатов. Во-вторых, убрав региональных губернаторов из верхней палаты и заменив их на назначаемых представителей, Путин добьется того, что кандидаты на губернаторский пост будут выдвигаться по представлению Кремля. Это изменит существующую систему, в соответствии с которой губернаторы избираются общим голосованием.
Президент еще более кастрирует региональную автономию под флагом борьбы с терроризмом. Большое значение имеет реформа органов безопасности и бюрократического аппарата. Однако корень проблемы находится в политике Кремля по отношению к Чечне и в методах, используемых руководством для ее реализации. Требуется не ликвидация принципа взаимоограничения властей, а большая ответственность и подотчетность на верху. Укрепляя вертикаль власти, Путин ослабляет живую ткань общества, которое он хочет мобилизовать на борьбу с террористической чумой.