Имея дело с хорошо вооруженными преступниками, сепаратистами и населением, пренебрегающим всем - от уплаты налогов до правил дорожного движения, вы вряд ли будете увольнять половину полиции. Однако Грузия - не нормальная страна. И когда министр внутренних дел Ираклий Окруашвили сократил 12000 полицейских, это было только началом. Увольнения ожидают еще 3500 человек, затем наступит черед половины работников прокуратуры, затем служащих судов. "Грабители, контрабандисты - в этом здании были все", - говорит г-н Окруашвили.
Коррупция и преступность пронизали правительство, судебную систему, бизнес и жизнь рядовых граждан на протяжении большей части последнего десятилетия. Власти потеряли контроль не только над бюрократическими процессами, но и над некоторыми частями страны: Абхазией, Аджарией, Южной Осетией и Панкисским ущельем, которое, как говорили, было когда-то прибежищем чеченских мятежников. После бесланских событий вновь всплыли связанные с ущельем обвинения, а российские чиновники стали показывать пальцами в сторону царящего в Грузии "беззакония". Президент Михаил Саакашвили заявляет, что все это не соответствует правде. Сейчас не только установлен контроль над Панкисским ущельем, но и в самом государстве наступила новая эра. За полгода его рьяные министры обуздали коррупцию, покончили с контрабандой и ввели абсолютно новую налоговую систему, призванную вернуть бизнес в сферу действия законов. Был установлен контроль над Аджарией, и были предприняты попытки, пока безрезультатные, восстановить контроль над Южной Осетией. Грузинский народ, который помог г-ну Саакашвили в ноябре прошлого года придти к власти, счастлив: он давно жаждал порядка и хотел, чтобы члены предыдущего правительства были наказаны.
Однако критики говорят, что реальность не совпадает с представлением. Нана Какабадзе, участница кампании по защите гражданских свобод, говорит, что полиция до сих пор бьет и пытает задержанных. Не особо помогают и суды. Судьям мало платят и они боятся политиков. Новый председатель Верховного суда Коте Кемулариа является союзником г-на Саакашвили. "Это не верховенство закона, это какой-то абсурд", - говорит г-жа Какабадзе.
Тинатин Хидашели из Ассоциации молодых юристов выделяет антикоррупционные меры, в ходе которых богатых сторонников прежнего режима сажали за решетку и освобождали только после уплаты огромных штрафов. Во многих случаях у властей не хватало доказательств, поэтому, говорит Хидашели, власти применяли давление, чтобы выбивать из подозреваемых миллионы долларов. Другие тревожные звоночки прозвучали, когда в Гори был арестован редактор по обвинениям в том, что он занимался наркотиками и оружием. Защитники говорят, что его арестовали за публикации, которые не нравились местному руководителю. "Все в Гори считают, что наркотики были подброшены", - говорит г-жа Хидашели.
Г-н Саакашвили защищает свою тактику, говоря, что она является продуктом своего времени. Но он также и прислушивается. После встречи с лоббистами он восстановил их право инспектировать тюрьмы по запросу. Как говорит г-жа Хидашели: "Они стараются изо всех сил, но иногда они пытаются решать проблемы незаконными методами".