В России политика одержала верх над экономикой: Москва готова подписать Киотское соглашение о снижении выбросов углекислого газа в атмосферу. Не стоит обращать внимание на то, что Киотский Протокол базируется на мудреных 'сценариях' Межгосударственной комиссии по вопросам изменения климата, и что экономический советник президента Путина Андрей Илларионов с трудом сдержал свое негодование в связи с принятием этого решения. России нужны друзья на Западе. Пригодятся даже те извращенные 'борцы за естественность', которые призывают потеплее одеться и выключить отопление.
Киотский Протокол экономически бессмыслен. И даже его сторонники на вчерашнем заседании российского кабинета министров не смогли подвести под него веское научное обоснование. Но теперь податливому российскому парламенту остается только поднять руки в знак ратификации, и соглашение вступит в силу, несмотря на отказ США и Китая подписать его.
Для определения верхнего предела выбросов углекислого газа в атмосферу, разрешенного для каждой из стран, Киотский Протокол берет за основу уровни выбросов СО2 1990 года. Россия, в которой на этот период пришелся рекордный спад производства тяжелой промышленности, удачно получает дополнительные квоты на выбросы, которые она может продавать на мировом рынке. Организация 'Point Carbon', ведущая анализ выбросов СО2, заявляет, что этот 'подарок судьбы' может принести России до 10 миллиардов долларов.
Но и эта цифра звучит неубедительно для господина Илларионова, который заявляет, что утверждение Протокола похоронит амбициозные планы Путина по удвоению за десятилетие национального богатства страны. Британия уже подставила хорошую подножку собственным планам увеличения ВВП, введя у себя крайне строгие ограничения по выбросам, которые окажутся в равной степени недостижимыми.
Вчера Хенрик Хасселькниппе из 'Point Carbon' с ликованием заявил: 'Этот шаг является краеугольным камнем в международной экологической дипломатии'. Да, является. Но наверное не тем камнем, который он имеет в виду.
Экономические реалии имеют отвратительную привычку опровергать политические договоренности. Мы уже усвоили это на печальном примере механизма биржевого курса. К сожалению, этот краеугольный камень заставит нас еще раз повторить забытый урок.